В Госдуме предложили по-новому исчислять срок исковой давности при разделе общего имущества супругов

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект, предусматривающий новый порядок исчисления срока исковой давности по требованиям о разделе общего имущества супругов. Этот законопроект комментирует эксперт кафедры конституционного, административного и уголовного права, доцент Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Алексей Ястребов.
В настоящее время в соответствии с п. 7 ст. 38 Семейного кодекса РФ к требованиям супругов, брак которых расторгнут, о разделе общего имущества применяется трехлетний срок исковой давности. При этом, согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Верховный Суд РФ в п. 19 Постановления Пленума от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» разъяснил, что течение трёхлетнего срока исковой давности для требований о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, брак которых расторгнут, следует исчислять не с момента прекращения брака, а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Такое правовое регулирование порождает ряд проблем в правоприменительной практике, поскольку момент начала течения срока исковой давности связывается с субъективным фактором – осведомленностью супруга о нарушении своего права на общее имущество. Это приводит к правовой неопределенности, отсутствию единообразия судебной практики и затруднениям в реализации прав бывших супругов на раздел имущества.

Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ В настоящее время вопрос о том, пропущен ли срок исковой давности по требованиям о разделе общего имущества, решается судьями в каждом конкретном деле. В сходных ситуациях суды могут приходить к противоположным выводам, определяя начало течения срока исковой давности по-разному. Отсутствие ограниченного срока и точного подхода к определению срока исковой давности способствуют затягиванию семейных конфликтов на долгие годы. Многочисленные споры, связанные с выделением супружеской доли в имуществе, и отсутствие единого подхода в судебной практике по данному вопросу создают почву для недобросовестного поведения сторон и нарушают принципы правовой определенности и равенства всех перед законом и судом.
Законопроектом предлагается внести изменение в п. 7 ст. 38 Семейного кодекса РФ, прямо указав, что трехлетний срок исковой давности по требованиям о разделе общего имущества бывших супругов исчисляется с момента расторжения брака.

По мнению Алексея Ястребова, такие изменения будут стимулировать супругов к своевременному разрешению вопросов о разделе имущества после развода, снизят риски злоупотреблений и недобросовестного поведения при разделе имущества, позволят обеспечить единство и стабильность судебной практики по данной категории дел.