08:10 16.04.14
Учитель - кто он: помощник, наставник или друг?
Педагог — наставник? Или друг и товарищ? А может, поставщик образовательных услуг? Кто виноват в низком уровне престижа профессии учителя? Почему учителя боятся новых образовательных стандартов?Острые и непростые темы обсудили участники конкурса профессионального мастерства «Педагог года — 2014» во время открытой дискуссии — финального этапа конкурса, который традиционно считается одним из самых интересных. Он прошел в Тюмени на прошлой неделе.
Разговор начинает ведущий, обращаясь к конкурсантам: «Педагог — учитель и наставник или друг и товарищ, а может, поставщик образовательных технологий, услуг?» Ответы не противоречат друг другу:
— Не нужно противопоставлять эти понятия. Педагог — и учитель, и друг.
— Воспитатель — это партнер и тьютор, который помогает ребенку развить его индивидуальные черты.
— Настоящий учитель — всегда наставник, поэтому он чуть выше своего ученика. Но он является и другом: они на одной волне с учеником.
Видно, что воспитатели и учителя пугаются словосочетания «поставщик образовательных услуг», поэтому даже не берутся «примеривать» его на себя. Но Евгений Показаньев, учитель технологии школы №70, не уходит от сложностей:
— Ничего обидного в слове «услуга» нет. Почему-то филологов обижает это понятие. Но экономисты, например, видят в этом достойный уровень зарплаты. А учителя открещиваются от слова, принимая форму за содержание.
Отвечает он и на следующий, заданный из зала вопрос: «Как вы относитесь к тому, что уроки технологии во многих школах сейчас заменены на легоконструирование? Детей уже не учат держать в руках молоток и рубанок...»
— Все зависит от учителя. Можно и легоконструирование так организовать, что ребенок вынесет гораздо больше, чем простое умение держать в руках тот или иной инструмент… Важно, чем наполнен урок. Мне было бы жаль тратить на это время…
Следующий вопрос связан с реформами в системе образования — это широкое поле для дебатов. Согласны ли вы с утверждением Константина Ушинского о том, что «в школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»? Состоялись ли в этом смысле школьные реформы?
— Мы даем детям то, что требует от нас государство, выполняем государственный заказ. Учитель должен принимать все изменения в системе образования, какими бы они ни были, но образование должно оставаться разумным, — это Александр Смолин, учитель математики и физики из Голышманово.
— Если мы хотим поменять что-то в школе, надо прежде научить учителя, потом учить ученика…
— Ничего нового в образовании придумать нельзя. Все уже сказано. Надо только пропустить это через себя — и подать под новым соусом.
— Какие бы нововведения ни происходили в педагогике, образование будет оставаться разумным благодаря тому, что учитель все новое пропускает через себя.
Обсуждая концепцию педагогического образования, участники дебатов согласились с новшествами, связанными с увеличением практических часов:
— Я не так давно закончила пединститут — и там действительно нет никакой практики. В институт надо идти тогда, когда ты уже поработал в детском саду.
— Мне очень помогла практика в детском саду: я усвоила истины, которые не получишь на лекциях, сидя в аудитории.
— Я бы внес предложение внедрить в практику и освоение медицинских навыков. Мне, как учителю, не хватает практических знаний в области медицины.
Дошли и до самой больной темы:
— Проблема педагогического образования — в низком уровне престижа профессии учителя. Нужно, чтобы лучшие выпускники школ шли в педагогические вузы, стремились стать учителями.
Традиционно досталось и СМИ:
— Посмотрите, как СМИ формируют образ учителя: необразованный, ничего не видит дальше собственного носа, ведет себя аморально, мы постоянно видим какие-то карикатуры… Но в нашем государстве должно быть сильное образование.
— И журналистов когда-то учили учителя, — философски заметил один из конкурсантов.
— Поднимите руку, кто из учителей готов отправить своего ребенка в педагогический вуз? — участники дискуссии задают вопрос сами себе. Рук никто не поднимает. — Вывод: начинать надо с себя!
Так что же нужно сделать, чтобы повысить авторитет учителя и воспитателя в обществе? И снова:
— СМИ могут помочь в этом: почаще рассказывать о хороших учителях. Почему в СМИ, на телевидении есть журналисты, отвечающие за спорт, но нет человека, который освещает события в сфере образования? Почему хотя бы на одном телеканале не создать специализированный отдел?
Но кто-то тихо, но настойчиво повторяет: «Начинать надо с себя…»
— Родители моих детей могут не смотреть телевизор и не читать газет. Поэтому для них имидж воспитателя зависит от моей работы — насколько меня запомнят дети, с радостью ли пойдут в детсад…
Дошли и до стандартов педагога. Выяснилось, что новые требования к учителям пугают их. А чем именно — ответить трудно: «Все новое пугает», «Учителей оценивают не по ученику, а по набору формальных признаков»…
Так чему же надо учить в школе? Оказывается, простому: «Надо научить их видеть счастье в пустяках, любить труд. Надо учить ребенка быть человеком. В этом — его жизненный престиж и успех».
Комментируя прошедшие дебаты, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования Ольга Ройтблат заметила:
— Какие-то ответы коллег меня абсолютно не удовлетворили. Например, когда возник разговор о стандартах педагога (они уже приняты). Я сделала вывод: наши конкурсанты, видимо, не читали этот документ, не интересовались. Хотя могли бы, ведь стандарты совсем не ограничивают педагога в творчестве.
Хотелось мне ответить и на вопрос — чего не хватает нашей школе? Осенью прошлого года я работала на Всемирном международном саммите по образованию в Катаре, в котором участвовало 140 стран. И проблемы, обсуждаемые там, оказались близки мне. Я считаю, что часто мы слишком погружаемся в детали: научить читать, писать, ЕГЭ, ГИА — как закон. Но сегодня необходимо учить ребенка быть устойчивым к стрессам, к информации. Потому что за последние десять лет поток информации увеличился в десять раз. Это больше, чем за предыдущие пять тысячелетий! Как в современных условиях научить школьника коммуникации, уважению друг к другу? Я думаю, это то, чего не хватает нашей школе, то, чему в ней не учат.
Много времени на дебатах уделили теме имиджа учителя. Мне так и хотелось спросить участников, которые обвиняли в низком уровне престижа то СМИ, то небольшие социальные гарантии: кто вам должен его поднять? Считаю, только учитель может сформировать и поддерживать свой имидж — так было во все времена. Если учитель работает ради детей, если он все время развивается, его престиж не будет зависеть ни от кого, в том числе от руководителей.
Дмитрий Архипов, ЮГРАИНФО
по материалам газеты "Тюменские известия"
по материалам газеты "Тюменские известия"