"Сборная России провалила домашний чемпионат мира по биатлону"
Мировой форум в Ханты-Мансийске стал для нашей команды одним из худших за всю историю отечественного биатлона. Хозяевам не удалось взять ни одного "золота": с тремя серебряными наградами россияне стали лишь шестыми в общем зачете. Женская команда впервые вообще осталась без медалей. О причинах неудач российского биатлона рассказал четырехкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов.
- Александр Иванович, фиаско в минувшем сезоне и, в частности, на домашнем чемпионате мира стало для вас неожиданностью?
- Я прогнозировал все этапы Кубка мира и ни разу не ошибся, даже в результатах. То, что сезон окажется провальным, было очевидно: об этом можно было судить по отдельным высказываниям Кущенко и Барнашова. К слову, недавно Кущенко заявил, что они мало уделяли внимания спортсменам из-за подготовки к конгрессу. Видите ли, в здании, которое было на ремонте, завешивали материалом стены. Во-первых, я не думаю, что для этого нужно было много времени. Во-вторых, при чем здесь тренеры, которые готовили команду?
- Кто виноват в провале?
- Вина лежит на руководстве, в первую очередь. Я раньше говорил и сейчас говорю: мы договаривались с Прохоровым о том, что вся практическая часть будет за мной. А в итоге один из его приближенных сообщил мне, что "Прохоров изолировал тебя от всех действий". Мне никуда нельзя было вмешиваться, к команде доступ также был закрыт. Ради бога, пожалуйста. Я собрал вещи, написал, что отказываюсь от своих обязанностей и ушел. Я считаю, что неправильно был назначен тренерский штаб, совершенно не те люди. И то, что говорил и сейчас говорит Прохоров, - абсолютно безграмотно с точки зрения биатлона.
- Что сейчас происходит с командой, можете объяснить?
- Психологический климат и обстановка в целом в команде на нуле. Я нормально общаюсь с ребятами из команды, некоторых до сих пор курирую, поэтому знаю, о чем говорю. Если уже такой спортсмен, как Ваня Черезов, высказал неудовольствие происходящим, то, видимо, чаша терпения уже переполнена.
- Увольнение Хованцева прямо по ходу эстафеты - это адекватная мера?
- Я надеялся, что у Прохорова хватит ума не делать этого во время чемпионата мира. Это же человеческая судьба. В то же время я знал, что Хованцев уйдет. Он и ранее говорил: даже если мы все выиграем, он в таком коллективе работать больше не будет. А тому, что произошло во время эстафеты, возмутились даже иностранцы!
- Что скажете о Зайцевой, которая анонсировала завершение своей карьеры?
- Я думаю, что вот это все происходившее в последние два сезона и сыграло свою роль. Оля в хорошей форме, она еще спокойно может выступать. Я уверен, она просто не договорила, что в этом коллективе ей делать нечего. Она единственная, кто мог высказать свое мнение и пожелания команды. Вина лежит на руководстве в первую очередь. Неправильно был назначен тренерский штаб, не те люди.
- О чем говорят заявления Чудова, в которых он жалуется на тренерское недоверие?
-Я неоднократно предлагал вывести Чудова из состава сборной, потому что Макс «забронзовел». У него изменилось поведение и все остальное. Я был готов помочь ему советом. Но он, разумеется, ко мне не обращался.
- Устюгов недавно высказался в том духе, что нынешний сезон для команды проходной…
- Хорошо, пусть будет так, но, позвольте, у норвежцев и немцев разве не проходной сезон? Эти оправдания - полная ерунда. Вы же видели, как Слепцова давала интервью на телевидении: позади нее стояла пресс-атташе СБР Байдина: Света то на нее оглянется, то на микрофон. Ей запретили говорить. Стоило Драчеву высказаться в критическом тоне, его тут же отстранили от команды. Сергея Тарасова, олимпийского чемпиона Лиллехаммера-1994, Кущенко в грубой форме не пустил в домик к сборной. СБР нынче не приемлет никакой критики, полностью отгородившись от остального мира.
- Прохоров заявил, что убеждение, согласно которому российская школа биатлона является лучшей, ошибочно. Прокомментируйте…
- Очень ошибочно, что эти люди вышли наверх. А что касается утверждения Прохорова, пусть объяснит мне, откуда у нас такое количество медалей? Мы что, купили их? С нас брали примеры немцы, когда у них биатлона не было и в помине. Они спокойно снимали, записывали, осваивали наши методики, хотя я и тогда был категорически против. В течение пяти лет немцы стали нашими основными конкурентами.
- Что нас ждет впереди?
- Ничего хорошего нас не ждет. Мы говорим, что у нас нет резерва, но как мы им распоряжаемся? Я много писал об Антоне Шипулине, о том, чтобы его освободили от индивидуальных гонок. Ведь есть прекрасный пример с норвежцем Бьорндаленом. А Антона мурыжат, при том, что он и Ольга Вилухина лучшее, что у нас было за последнее время. Шипулин по своему таланту норвежцу Бе не уступит.