На логарифмической линейке сейчас мало что сделаешь

На логарифмической линейке сейчас мало что сделаешь

О росте платы за обучение, создании инжиниринговых центров и о формировании национальной идеи в России в интервью ректора МГТУ им. Баумана Анатолия Александрова

– Анатолий Александрович, мы с вами встречаемся накануне Дня российского студенчества, который отмечается в нашей стране с 2005 г. В последние дни в СМИ активно муссируется тема повышения платы за обучение в вузах, причем говорится о том, что рост будет значительно превышать официальный уровень инфляции. Вы как руководитель одного из ведущих технических университетов могли бы развеять опасения студентов?

– Считаю, что мои коллеги не будут сильно поднимать стоимость обучение в этом году. Что касается Бауманки, то здесь такой вопрос вообще не стоит. Мы бы ее (плату) и меньше установили, но закон не позволяет это делать. Коммерческое обучение не может стоить меньше, чем бюджетное место. Это то ограничение, которое мы обойти не можем. Я вообще думаю, что в повышении стоимости нет смысла, поскольку руководители учебных заведений прекрасно понимают, насколько тяжелое бремя оплата обучения как для студентов, так и для их родителей. Я считаю, что повышать плату за обучение целесообразно только из расчета уровня инфляции. Кроме того, мне кажется неправильным привязывать стоимость образования к курсу иностранных валют.

– Сколько в процентном отношении у вас так называемых "платников"?

– У нас доля платных студентов небольшая – 10%, для Бауманки это никак не источник прибыли. Поэтому университет повышать стоимость обучения, точно, сильно не будет, всё будет близко к инфляции.

– А как происходит ценоообразование непосредственно самого платного места?

– Раньше многие вузы устанавливали цену в зависимости от точки зрения того или иного руководителя и его команды. Однако сегодня это совершенно четко рассчитывается по тем затратам, которые производятся на конкретного студента. Учитывается всё – от лабораторного оборудования вплоть до мела. Таким образом, получается совершенно объективная цена, которую мы защищаем в Министерстве образования и науки.

– А чем сейчас живет Бауманка?

– В этом году нам 185 лет. Это серьезный возраст. Но тем не менее Бауманка сегодня молода. Это успешно и устойчиво развивающийся университет. Мы – вуз технический, и наше дело – это инженерное дело. МГТУ – главный ракетно-космический университет страны, главный оборонный университет страны. Сегодня как никогда важно сохранить умение готовить креативных инженеров, что мы умели делать всегда. Учитывая наше сегодняшнее геополитическое положение, мы просто обязаны давать такие кадры для нашей промышленности, которые обеспечат инновационный скачок. Для того чтобы импортозамещение успешно прошло и наши товары были бы конкурентоспособны на мировых рынках, надо много работать, поскольку мы здорово отстали в 90-е годы, когда как раз и произошел разрыв.

– И как это можно сделать? Как осуществить, грубо говоря, знаменитый лозунг времен СССР "догнать и перегнать Америку"?

– Тут два пути. Можно сидеть на стуле и отчаиваться. А с другой стороны, надо серьезно и правильно работать, что мы, собственно говоря, и делаем. Один из показателей, который может многое сказать о том, чем же сейчас живет Бауманка, – у нас очень активно идет работа по НИОКРам (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), которая заканчивается конкретным изделием, идущим в промышленность. В прошлом году объем таких работ у нас составил 6 млрд руб. Такого объема нет ни у одного университета в России, включая МГУ. Те 6 млрд, о которых я говорил, дались нам не без труда. На тендерах мы опередили очень крупные научно-производственные предприятия, такие как, например, "Алмаз-Антей".

– Что дают МГТУ им. Баумана НИОКры кроме денег?

– Это позволяет нашим студентам и аспирантам участвовать по-настоящему в "пионерских" разработках. Это дает им возможность более качественно готовиться. Кроме того, наши преподаватели участвуют в таких проектах. Это дает возможность нашим профессорам обновлять свои лекционные курсы, исходя из тех проектов, в которых они принимали участие. Это очень важно.

– Анатолий Александрович, я знаю, что внутри самой Бауманки создано несколько межкафедральных центров по совершенно разным отраслям промышленности. Не могли вы о них немного подробнее рассказать?

– Вы правы. Такими центрами мы как раз и отличаемся от многих университетов. Мы пошли по пути создания межкафедральных и междисциплинарных инженерных центров. Мы понимаем, что все 120 кафедр, которые на данный момент есть в Бауманке, невозможно вывести на один уровень. И вот мы создаем такие центры, в которых собирается и молодежь, и ветераны. Например, Центр плазменных технологий. Его возглавляет известный западный ученый, директор Института внеземной физики общества Макса Планка Грегор Морфилл. В области плазмы он один из первых в мире. А его правая рука, но уже в Германии, на родине общества Макса Планка, – наш выпускник Алексей Ивлев.

Если говорить о научно-образовательном центре "Фотоника и ИК-техника", то туда мы тоже пригласили нашего бывшего соотечественника, который проработал последние 15 лет в японском университете Тохоку, Виктора Рыжего. Мы там создали прекрасные условия для сотрудников. Всего мы создали 12 таких межкафедральных центров, они все очень красивые, они все прекрасно оборудованы.

Все центры разные, вплоть до того, что у нас есть на первый взгляд не совсем профильный Центр инновационного предпринимательства. С коммерциализацией научных разработок у нас дела обстоят не лучшим образом. И мы решили все-таки этому учить, несмотря на то что многие говорят, что с бизнес-искрой надо родиться. Есть даже статистика, говорящая о том, что только 4% населения Земли может заниматься предпринимательством. На это я всегда отвечаю, что, конечно, у нас один Иван Айвазовский и Клод Моне, но художественные институты тысячами готовят профессиональных и грамотных специалистов. Тоже самое и здесь. Ребят надо учить приемам, подходам, много чему надо учить, в том числе и коммуникативным особенностям. Популярность этого центра у студентов просто бешеная.

У вас есть еще композитный центр.

– Композитная отрасль – очень молодая сегодня, и, к сожалению, мы в мировом композитном пироге занимаем один-два процента. Это катастрофически мало. Эту область знаний надо развивать.

Кроме того, мы создали московский композитный кластер, куда вошли все разработчики и производители Москвы и Подмосковья. Это сделано для того, чтобы аккумулировать все знания и компетенции в этой области. Все согласились идти на нашу площадку, поскольку мы независимы и неангажированы. Как мне кажется, очень важно, что компетенции и знания собираются именно в университете.

– Давайте затронем такую тему, как отток талантливых специалистов за границу.

– Мы достаточно часто говорим, что наши ребята уезжают. Как в организме невозможно остановить ток крови, таки и нельзя остановить эту академическую мобильность. Пусть едут, но нам надо научиться самим создавать условия для того, чтобы специалисты оставались у нас. Представителям промышленности надо создавать условия для того, чтобы к ним шли молодые специалисты. Другого пути нет.

И дело не только в зарплате, необходимо предоставить интересную ответственную работу, серьезное оборудование. И если его нет, то и никакого роста не будет. На логарифмической линейке сейчас мало что сделаешь.

– В последнее время в России всё больше начинают говорить об инжиниринге. Каковы в этом вопросе компетенции Бауманки?

– Инжиниринг – это полный жизненный цикл. Очень важно отслеживать путь от идеи до конечной разработки. Например, есть какая-то система вооружений. Ее передали в войска, и она сломалась. Если производитель ведет, например, танк от начала и до конца, он же как раз может и модернизацию, и ремонт проводить. В итоге получаются совершенно иные затраты, когда производитель отслеживает свое изобретение на протяжении всей его жизни. В Бауманке сейчас настоящий инжиниринговый центр один. Он создан двумя министерствами – Министерством промышленности и торговли и Министерством образования и науки.

– Министр промышленности и торговли Денис Мантуров вообще идею инжиниринга активно продвигает.

– Он вообще просит, чтобы мы организовали своеобразный магазин предприятий, создавали инжиниринговые центры, а потом выводили их из непосредственного подчинения университета.

– Президент России Владимир Путин в своем недавнем послании Федеральному собранию распорядился выплачивать талантливым школьникам, поступившим в вузы и имеющим патенты и публикации, президентские гранты в размере 20 тыс. руб. ежемесячно. Какова сегодня стипендия в МГТУ у успевающего студента?

– Социальная стипендия – это около 1500 руб. Стипендия успевающим студентам у нас 3000 руб. Помимо этого у нас есть стипендия ученого совета – 14 тыс. руб., всего ее получают около 100 человек.

За чем будущее Бауманки в плане импортозамещения, где мы можем сделать прорыв в ближайшее время?

– Несколько лет назад мы выделили пять приоритетных направлений развития. Были выбраны серьезные направления – это и космическая техника, и атомная промышленность, и нанотехнологии. Важно направлять наибольшие усилия именно в те отрасли, где у нас есть компетенции. Чем мы сильны. Всё что касается вооружения, у нас здесь очень мощные научные школы. И мы это умеем делать. Кто бы что ни говорил, у России есть очень серьезные компетенции в космической отрасли. И Бауманка умеет готовить специалистов для нее.

К сожалению, по станкам мы потеряли очень много времени, справедливо полагая, что должно быть мировое разделение труда. Поэтому как бы не было нам трудно, но тем не менее по каким-то направлениям в области станкостроения надо возвращаться на потерянные позиции.

– Санкции западных стран повлияют как-нибудь на развитие научной мысли в России?

– В мире очень много талантливых людей и много развитых стран, и с ними надо сотрудничать. И не надо стесняться сотрудничества с такими странами, как Китай, Индия, Бразилия.

Мне кажется, что под внешним давлением в России начала формироваться национальная идея. Надо быть великим народом, каким мы были всегда, а чтобы быть великим, сначала нужно очень много попахать. И мне кажется, мы готовы к этому.