Сергей Шевченко: "Если добычу углеводорода перевести в баррель нефтяного эквивалента, то на сегодняшний день с начала года мы перевыполняем бизнес-план на 452 тысячи БНЭ"


Весной текущего года на· Самотлоре стартовал пилот программы «Интеллектуальное месторождение». О том, что это такое, говорилось уже достаточно много. Поэтому сегодня наш разговор с главным инженером· ОАО «Самотлорнефтегаз» ·Сергеем Шевченко про результаты, которые принесло внедрение этого проекта.


- От начала проекта «Интеллектуальное месторождение» прошло несколько месяцев. Какие итоги можете подвести уже сегодня?


- Комплекс внедрён на одинаковом уровне во всех подразделениях. Плюс ещё мы охватили согласующиеся подразделения на технологической линии: не только цеха добычи, но и цеха подготовки, трубопроводного транспорта. То есть мы полностью замкнули технологическую линию от добывающей скважины до нагнетательной, со всеми промежуточными инфраструктурными элементами. И эффект очевиден, определённые плоды уже приносит: сокращаются транспортные затраты, отключения скважин снизились ровно вполовину, с двух тысяч в начале года до одной в настоящий момент. Экономия от сокращения внутрисменных простоев в среднем насчитывает двести тонн нефти в сутки.


 - В программе «Интеллектуальное месторождение» используются уникальные проекты, новые не только для нефтянки, но и для многих других отраслей. Тот же беспилотник – едва ли не единичный случай применения летательного аппарата в гражданских целях. Насколько он себя оправдал?


- Сейчас мы проводим его опытно-промышленные испытания. Установили программное обеспечение, добились связи с геоинформационной системой, определили возможность технического оснащения этого беспилотного аппарата камерой и тепловизором. Это то, чего мы достигли сегодня. Каждый трубопровод имеет свой определённый температурный коридор в зависимости от температуры проходящей по нему жидкости. Используя тепловизор летательного аппарата, мы сможем своевременно опознавать порывы или врезки в трубопровод и оперативно их устранять. Пока ещё у нас не наработан опыт нахождения инцидентов по температурному режиму. Но это дело времени. Уже сейчас могу сказать, что по итогам ОПИ мы окончательно определим техническое вооружение беспилотника и перейдём к промышленному внедрению этого проекта.


 - В воздухе у вас летательный аппарат, а на земле мобильные сотрудники…


- Да, мониторинг носимых трекеров в системе логистического комплекса занимает не последнее место. Диспетчер за пультом операторной в цеху «видит» каждого сотрудника. При каких-то аварийных сигналах можно найти близлежащее транспортное средство с оператором и направить на куст, где произошёл инцидент. Всё это происходит достаточно быстро, и экономия получается за счёт сокращения времени на дорогу. С тех пор, как мы ввели проект «мобильный сотрудник», удалось высводобить по каждому оператору примерно час, который он может потратить на выполнение поставленных рабочих задач. Ну а анализ их проведения и качества помогают осуществить программы логистического комплекса, той самой динамической модели промысла, в которой в режиме он-лайн отражена вся информация по скважинам, а также мероприятия, запланированные на текущий месяц, в частности, на каждый день.


- «Мобильный сотрудник» уже действует. А что с мониторингом бортовых систем?


- Он будет полностью проводиться со следующего года. Наработки программного продукта уже в марте дадут возможность отслеживать партнёров, которые оказывают транспортные услуги.


Бортовые системы мониторинга, проект носимых трекеров, беспилотник, программное обеспечение: АЛПС, электронная шахматка, удалённое управление и автоматический вывод на режим скважины - вся эта комбинация и должна давать оптимальную систему управления производственным процессом не только с точки зрения принятия решений, но и в смысле оптимизации транспортной, производственной логистики.


Сегодня мы говорим о том, что не можем существующими методами, знаниями, квалификацией обеспечить повышение эффективности производства. Для этого нужно внедрять научность подходов. А она тянет за собой погружение в те или иные процессы – выявление закономерностей, корневых причин, постоянный анализ и управление именно в динамичном, а не в статическом режиме. То есть это переход от системы наблюдения за процессом на управление в текущем режиме. Так или иначе, мы сводимся к тому, что, упорядочивая производственные процессы, в первую очередь упорядочиваем информационные потоки, делаем их логичными. Это основная цель и смысл «интеллектуального месторождения». Рабочий день должен быть направлен на созидание, а не на поиск вчерашнего дня.


- То есть результатами опытно-промышленных испытаний программы в том виде, в каком она сегодня существует, вы удовлетворены?


- Именно. На том уровне, который нами уже достигнут, программа может приносить плоды и развиваться.


- Исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан, который на прошлой неделе посещал ваше предприятие, интересуясь ходом ОПИ по программе «Интеллектуальное месторождение», во время встречи с коллективом ЦДНГ-3 поздравил людей с выполнением бизнес-плана, самого напряжённого, по его словам, в новейшей истории компании. То есть вы с производственным заданием уже справились?


- Если добычу углеводорода перевести в баррель нефтяного эквивалента, то на сегодняшний день с начала года мы перевыполняем бизнес-план на 452 тысячи БНЭ.


 


Сергеем Шевченко, главный инженер· ОАО «Самотлорнефтегаз»
06:10 12.12.11