Алексей Добровольский: «Если в поликлинике сидит бабушка, каждый терапевт должен мечтать о том, чтобы она зашла к нему в кабинет. На мой взгляд, за пациента должны конкурировать"
Главный врач Окружной клинической больницы Югры Алексей Добровольскийответил сегодня на вопросы журналистов в региональном информационномцентре ОТРК «Югра». Поздравив Алексея Альбертовича с победой в открытомконкурсе на замещение должности руководителя главной больницы округа,представители СМИ интересовались будущим ОКБ и проблемами здравоохранения.
- Вы только что участвовали в большом, серьезном открытом конкурсе назамещение вакантной должности руководителя ОКБ. Как вы думаете,насколько конкурс – с привлечением экспертов и населения – являетсядейственным методом для выбора руководителей окружного уровня?
- Результат покажет время. Думаю, вы первыми расскажете, удалось лидостичь того, чего достичь пытались. На мой взгляд, тут акценты надорасставить немного по-другому: это была хорошая возможность привлечьвнимание общественности и сотрудников к тем проблемам, которыесуществуют в развитии лечебного учреждения, его будущему. Главное - воттакое неформальное, заинтересованное общение о том, чего мы достигли икуда собираемся двигаться дальше, а кто будет руководить решениемпроблем и развитием – это, наверное, второе. Состоявшееся неравнодушноеобщение говорит о том, что результат, который на этом этапе хотелосьполучить – получен. Поверьте, сейчас даже по-другому здороваются вбольнице. Сестры и санитарки, бывает, главного врача в лицо не знают, атеперь могут прийти как к депутату и сказать: «Я за вас голосовала!Вопросы есть – ответьте!»
- А трудно было участвовать в конкурсе?
- Трудно, наверное, было решиться принять участие, а сам конкурс – это двенедели, интенсивно наполненные событиями, мероприятиями. Не трудно, нодо последнего дня интрига сохранялась, было определенное напряжение.
- Хотелось ли победить, и для чего Вам нужна была победа?
- Я работаю в этой больнице врачом 12-й год, заместителем главного врачапроработал почти 7 лет. Для меня это вполне закономерное развитиекарьеры – в хорошем смысле, я этого слова не пугаюсь. На протяжениипоследних трех лет я достаточно часто оставался исполнять обязанностируководителя в его отсутствии. Это интересно, это - нормальная работа,другой ресурс в руках, возможность реализовать свое видение. Оно несамостийное, разумеется, но есть какие-то направления, проекты, которыесчитаешь важными и, заняв эту должность, можешь их реализовать.
- Какие ощущения у Вас от первых дней работы?
- Пока ощущение того, что коллектив очень ждет если не резких движений, топоворотов. Осталось очень приятное ощущение от конкурса: я ждал,возможно, более жесткой, колючей реакции от коллектива. Когда мыустраивали встречу с сотрудниками, было гораздо проще спросить с меня,как с человека, который здесь является одним из первых руководителей,высказать претензию. На самом деле все было доброжелательно. Люди ждутхороших условий труда – они у них, во многом, есть; ждут более высокуюзарплату, и чем она выше, тем надежды тоже возрастают. И гордость оттого, что ты работаешь в современном учреждении, тоже должна быть.
- Подобный конкурс в округе проходил не в первый раз и, возможно, не в последний. Генерировались ли на каких-то конкурсных этапах идеи по развитию ОКБ, намерены ли Вы их реализовать?
- На протяжении долгих лет было достаточно много дискуссий: как должноразвиваться учреждение, в каком направлении, должно ли оно делиться наболее мелкие структуры? У нас учреждение большое, но не критическибольшое, если судить по тем, что есть в стране. Пусть сейчас чуть больше500 коек, пусть даже будет к 700 коек с открытием подразделений. Встране есть тысячные, полуторатысячные учреждения по коечному составу.По количеству сотрудников у нас 2 600 - это много, но тоже бываетгораздо больше. На разных этапах развития нам приходилось отстаиватьстатус единого многопрофильного учреждения. На самом деле в мире, вгородах миллионниках, далеко не в каждом есть подобные. Пациент всегдавыиграет, попав в учреждение, которое по разным направлениямобеспечивает достойный уровень оказания помощи. Около полутора лет назаду нас была английская журналистка. Пройдя по нашей больнице, онасказала: «У меня мама в Лондоне, 80 «с хвостиком» лет. Она упала,сломала шейку бедра, да и в целом она не очень здоровый человек. Наодном конце Лондона – больница, где готовы бедро вылечить, а на другомконце – сердце прооперировать. А найти место, где все это делают в одномучреждении, где доктора бы правильно оценили, в каком порядке этоделать, - нет». Выигрыш современных многопрофильных стационаров – вэтом: высокий уровень оказания помощи, с большим набором технологий. Унас больница такая, и мы надеемся, что она будет развиваться именно так.
Идеи очевидны. Мы открываем новые подразделения в больнице, собираемсястроить перинатальный центр. С одной стороны, мы гордимся, что у настакие технологии есть, что люди могут попасть к высококлассномуспециалисту узкой направленности. Но нередко мы формируем негативныйимидж, из-за того, что пациент не может сразу попасть на прием кспециалисту: педиатру,терапевту, врачу-гинекологу, а пациентомкардиохирурга или узконаправленного ортопеда далеко не каждый из нас в жизни станет. Поэтому идея в том, чтобы все гармонично развивалось.
- Как Вы планируете привлекать сппециалистов? Есть ли у Вас возможность привлечь их рублем и жильем?
- То, что доктора меняются в нашей больнице – это жизнь. Я месяц назад былна учебе в Екатеринбурге, так вот там про другую проблему рассказывали –главные врачи некоторых крупных городов Урала за 5 лет не приняли наработу ни одного специалиста. И они переживают, что 65-70-летние врачи,работающие в больнице, когда-нибудь уйдут на пенсию. К нам приезжают восновном молодые врачи, способные что-то менять в своей жизни. Многие изних остаются. А кто-то, поработав у нас, находит в дальнейшем еще что-тозамечательнее и привлекательнее, чем у нас. Кому-то показалась большезарплата, другим – лучшие жилищные условия смогли обеспечить. На мойвзгляд, в нашей больнице есть все возможности роста в профессиональномплане. Мы много отправляем докторов на учебу. Некоторые доктора понесколько раз в год ездят обучаться новым современным технологиям,которые есть возможность развивать в нашей больнице. Но у нас естьдругая беда. Как только человек профессионально вырос, его стараются«купить» федеральные медицинские центры, обеспечив большее финансовоеблагополучие. Вот когда наши люди гонятся не только за голым рублем, нои за профессиональным ростом и куда-то уходят, мы этому радуемся. Онимогут вернуться к нам на другую должность в будущем. На самом деле,рублем кого-то удержать можно, жильем тоже. Однако, того жилья, котороеесть для приглашаемых врачей, реально не так и много.
Если говорить про служебное жилье, то всегда надо помнить, что оноявляется промежуточным вариантом. Это жилье дается на время работы.Хорошее оно или плохое, но каждый должен иметь свое жилье, и не когдаему исполнилось 50-60 лет, а тогда когда ему исполнилось 30 лет. Он вэти уже годы должен задуматься: а где же дом? Так что служебная квартира– это всего лишь мостик для того, чтобы приподняться, заработать«северные». В итоге все равно потом должно появиться свое жилье.
- В чем Вы видите перспективы развития окружной больницы? На что Вы готовы пойти, чтобы реализовать свои мечты?
- Я вижу перспективы в обеспечении первой медицинской помощью. Нашаполиклиническая помощь должна соответствовать уровню жизни проживающих внаших населенных пунктах людей. Нам нужно, как минимум, принять от 7 до10 участковых врачей. Дело в том, что Ханты-Мансийск рос быстрее, чемросла система медицинского обслуживания жителей. Мы должны стремиться ктому, чтобы увеличить уровень доступности людей к медицинскимучреждениям. ОКБ - единственная больница в городе, которая обеспечиваеткомплексно все население окружного центра.
Что касается высоких технологий, то нам надо не только развивать,приумножать их, но и сохранять то, что накоплено за последние 15 лет. Унас сложилась уникальная ситуация, когда округ может тратить более 42миллиардов рублей на развитие высокотехнологичной медицины. Но дело втом, что федеральное законодательство заставляет нас более точно ирачительно тратить деньги.
Когда люди к нам везут своих друзей, родственников и знакомых, особеннокогда это касается каких-то неоднозначных ситуаций, то это - лучшаяоценка для нашей больницы.
- Медперсонал больницы жаловался на большие объемы бумажной работы, на большое количество отчетов, что по их словам тормозит лечебный процесс. Скажите, будет ли решена эта проблема?
- Скажу честно: сама больница никаких отчетов не придумывает. Я помню, лет15 назад, когда я жил в другом городе, к нам приходил домой участковыйврач к старшему ребенку, просто из сумочки доставал две пачки рецептов(льготных и не льготных), в течение трех минут заполнял льготный рецепт,кто-то из семьи шел в аптеку. А в начале 2000-х ситуация поменялась,Появилась тетрадка, в которую нужно было записывать льготные препараты.Сейчас процедура выписки льготного рецепта стала гораздо сложнее. Тоесть, процедура вроде как усложнилась, а на самом деле она простая.Компьютерная база данных, которая накоплена, и доступность ее по первомунажатию кнопки намного облегчают жизнь как врачу, так и пациенту.Поэтому технологию труда нужно упрощать. Мы сейчас много говорим проинтернет-запись на прием к врачу, но сначала нужно привести всоответствие количество врачей и пациентов, а потом переходить на записьк врачу через терминалы. Это проблема не одного дня.
- Построенная при ОКБ крытая парковка, которая была раньше закрыта для пациентов с машинами, стала доступной. С чем это связано?
- С тем, что ее работу проанализировали, оценили и каких-то препятствий ктому, чтобы ей пользовались все, сейчас нет, я надеюсь, вы этому рады? Унас проблема другая – заставить сотрудников больницы и пациентов заехатьна 4-5-6 уровень, девушки особенно не любят. Начинали использовать какстоянку для сотрудников - не нравилось, закономерно не нравилось.Открыли парковку для всех в рабочее время – пожалуйста, паркуйтесь,всеравно не нравится. Сейчас по периметру больничная территория всязаполнена автомобилями, у нас эвакуатором уже пытаются пятачок передбольницей растащить. К хорошему иногда тоже тяжело привыкают. Ну, какэто на 4 уровень подняться? И потом на лифте или ногами спустится? Да явот тут подоткнусь лучше куда-нибудь, будет ближе.
- При больнице есть пансионат для приезжих пациентов, и поступают жалобы: пациенты могут в нем жить, но сопровождающие их - нет. Этот вопрос как-то решается?
- Вы покажите мне другую территорию, где при больнице есть пансионат, гдепроживание от 100 до 900 рублей в номере при одноместном размещении.Хотя, как правило – 125-200-300 рублей при размещении пациентов. Ясчитаю, что мы должны обеспечить хорошее лечение и комфортное пребываниепациентов. А для сопровождающих – отели, бизнес-центр через дорогу,съемное жилье. С открытием офтальмологического центра, онкоцентрапотребность в размещении пациентов в пансионате растет. Если кто-то изсопровождающих там не оказался – то только из-за того, что там оказалсяпациент, который приехал лечиться.
- Губернатор Наталья Комарова посетила Октябрьский район, где жители пожаловались ей в том, что они не могут лечиться на месте проживания. Дело в том, что люди из деревень, сел приезжают в Нягань, откуда их отправляют в Ханты-Мансийск. И Наталья Владимировна обратилась с предложением изменить эту ситуацию. Скажите, изменилось ли что-нибудь?
- Мы должны стремится к тому, чтобы создать такую систему оплаты труда,такие технологии, когда если перед двумя кабинетами в поликлинике сидитбабушка, каждый терапевт, мечтал о том, чтобы бабушка зашла к нему вкабинет – в силу, может быть, каких-то экономических стимулов. На мойвзгляд, за пациента должны конкурировать. И одноканальноефинансирование, о котором вы все слышали, - это та жесткая, иногдажестокая система, которая стимулирует именно поступление денег вучреждения, где лечили пациентов. Деньги должны приходить туда, гдеработают много, работают интенсивно, вопрос в создании конкуренции междуучреждениями за пациентов. Родовой сертификат очень хорошо показал:акушер-гинеколог женской консультации заинтересован, чтобы женщинанаблюдалась у него, только не когда пациенток настолько многонаблюдается, что качество уже обеспечить не можем. Это тот же самыймеханизм: где лечатся, туда и деньги приходят. И это должно быть понятнодля врача, условия должны быть такими, чтобы бабушка зашла не к соседу,а к нему.
- Все мы знаем, что появилась проблема обмеления рек. Сказывается ли это на работе плавучей поликлиники «Николай Пирогов», изменилось ли количество пациентов?
- Число пациентов, я надеюсь, в итоге не изменится, но мы намеренысокращать стоянки там, где возникает риск, что пароход просто можетостаться там до следующей навигации, за счет этого появляетсявозможность позже осенью посетить те поселки, которые не былизапланированы.
- Получается, что число населенных пунктов не станет меньше?
- Нет, буквально вчера я подписывал план работ по работе передвижнойплавучей поликлиники.
- Вы обмолвились, что собираетесь открыть какие-то новые отделения, какие именно?
- Будут открыты – в онкологическом центре радиологическое отделение,хирургическое отделение, реанимации, операционного блока, вофтальмологическом центре - стационар. Надеемся через год, может больше,на создание нейрохирургического отделения, в этой помощи есть потребность.
- Планируете ли развивать платные услуги?
Платные услуги есть, развивать их тоже нужно, но мне кажется, для нашегоучреждения с теми технологиями, которые у нас сегодня есть, гораздоинтереснее развивать оказание высокотехнологичной медпомощи для жителейдругих территорий нашей страны.
Поверьте, у нас настолько широко очерчена программа госгарантий, что то,что оказывается платно, должно за ее рамками оказываться. Этокосметология – пожалуйста, у нас есть специалисты, которые выполняюткосметологические операции. Для учреждения на самом деле не оченьпринципиально, как мы привлекли дополнительные финансы, как мы получилидополнительные объемы работы – за счет того, внес ли пациент эти деньгив кассу или за счет того, что это спонсорская, предпринимательскаядеятельность, или средства бюджетов других территорий.