Итоги встречи в Ханты-Мансийске: нефтяникам нужен специальный налоговый режим, а не льготыЗависимость экономики России от углеводородного сырья сыграло с отечественной экономикой злую шутку. От цены на нефть зависит рост или падение нашего промышленного производства, благополучие социальной сферы, уровень жизни наших сограждан, и даже тех, кто очень и очень далек от топливно-энергетического комплекса. И, к сожалению, она определяется не у нас, а на биржах и рынках ведущих стран Запада, с которыми у нас сейчас очень и очень непростые отношения. Один только факт: совсем недавно Всемирный банк ухудшил прогноз по динамике экономики России в 2016 году из-за снижения мировых цен на нефть. Теперь в базовом сценарии прогнозируется снижение на 1,9% вместо ожидавшихся в декабре 0,7%. Экономический рост, и очень скромный, чуть более одного процента ,ожидается только в 2017 году. Естественно, ученые и аналитики в один голос скажут, что это не рост, а рецессия. То есть, дальнейшая стагнация и упадок. Плохие запасы-плохая жизнь На извечный русский вопрос «кто виноват?», даже при всех внешних санкциях, конфликтах, можно ответить точно и четко -только мы сами. Тучными годами федеральные и региональные власти, бизнес-сообщество не воспользовались в полной мере. В развитие отечественной промышленности, малого и среднего бизнеса особо никто не вкладывался. И вот теперь уже черед спасать собственно и «золотую корову» страны –топливно-энергетический комплекс. Не секрет, что нынешнее поколение нефтегазодобытчиков пользуется тем, что в свое время открыли геологи, нефтники страны советов. Практически вся минерально-сырьевая база родом из прошлого. Страна прошла пик добычи еще в 80-е года прошлого века, и сейчас запасы углеводорода можно охарактеризовать одним словом «трудноизвлекаемые»….Или «менее качественные». Крупнейшие месторождения прожили свое лучшее время, и уже находятся на пути к финалу выработки. - Сейчас главный вызов, стоящий перед нефтегазовой отраслью, - ухудшение структуры запасов, для его преодоления необходимы, в том числе, решения в сфере законодательства,-такими словами депутат Государственной Думы Павел Завальный начал заседание круглого стола «Законодательное обеспечение развития нефтегазового комплекса», который Государственная Дума провела в Ханты-Мансийске. -Мы понимаем, что в рамках энергетической стратегии Западно-Сибирская провинция будет базовой для добычи нефти в среднесрочной перспективе. Мы также понимаем, что на «нетрадиционных месторождениях» уходит 7-10 лет от начала разработки до добычи. А что касается континентального шельфа – более 10 лет. И законодательство здесь играет очень большую роль. Отметим, что в дискуссиях круглого стола активное участие приняли заместитель Министра энергетики России Кирилл Молодцов, губернатор ХМАО Наталья Комарова, заместитель губернатора ХМАО Алексей Забозлаев, представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, руководства крупнейших российских нефтегазовых компаний. Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный выступил в роли ведущего. А в дискуссиях обсуждали самые наболевшие проблемы российского ТЭКа. Надо сразу сказать, что общение было довольно интересное, и все, кто пожелал высказаться, были услышаны. Югра - основной нефтегазоносный регион нашей страны. Он обеспечивает 6% мировой и 47,6 % общероссийской добычи нефти. Из недр Ханты-Мансийского автономного округа извлечено более 11 млрд тонн «черного золота». Нефтяной потенциал автономного округа оценивается специалистами Научно-аналитического центра рационального недропользования им. В.И.Шпильмана в 35-40 млрд. тонн. Ханты-Мансийский автономный округ Югра занимает I место среди регионов России по объему добычи нефти, и II место по добыче газа. Много времени участники круглого стола уделили обсуждению новой системы классификации запасов. Уточним, что она учитывает не только объемы извлекаемых запасов, но и рентабельность добычи. Ожидается, что с внедрением этой новой классификации, будут сокращены запасы промышленных категорий. Естественно, что один из основных стимулов развития нефтяной отрасли (стразу скажем, что не единственный) участники круглого стола видят в переходе от фискальной системы налогообложения к налогообложению по финансовому результату. Напомним, что за последнее время депутаты приняли законы, стимулирующие разработку труднодоступных месторождений, шельфа. Но по словам Павла Завального, этого явно недостаточно. И именно внедрение прогрессивных механизмов налогообложения по финансовому результату, по мнению народного избранника, смогут дать хороший результат. -Введение в экономику малых месторождений, с помощью применения налогообложения на финансовый результат, создаст условия для развития малого и среднего бизнеса в нефтяную отрасль,-говорит депутат Думы Югры Сергей Великий. - Это поможет вовлечь в промышленный оборот скважины, находящиеся на последних этапах выработки. Это дополнительная нефть, которая нерентабельна для вертикально-интегрированных компаний. Надеюсь, наши ожидания оправдаются. Поэтому участники круглого стола порекомендовали правительству РФ рассмотреть возможность внесения поправок в федеральное законодательства, касающиеся изменения налогообложения. Будем надеяться, что рекомендации депутатов будут услышаны. Низкий дебит- это данность…но не судьба! Большой блок вопросов касался низкодебитных скважин. Директор департамента по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа Сергей Филатов рассказал, что количество таких скважин из года в год растет. Связано это с истощением месторождений, которые уже очень долго вырабатываются. В качестве примера мы можем привести Самотлорское месторождение, которое находится на финальной , последней стадии выработки. Обводненность его скважин высокая, и нефтяники добывают не столько нефть, сколько воду. Естественно, что при действующей ныне системе налогообложения и нынешнем кризисе на рынке углеводорода на этом месторождении можно поставить крест, хотя его запасы значительны. Директор департамента привел и такую статистику. В прошлом году , например, добыча из скважин с дебетом до 5 тонн в сутки составил 29,5 млн. тонн нефти. Это около 12% от всей нефтедобычи региона. И если эти скважины остановить, то в таком случае регион может не досчитаться почти 30 миллионов от годовой добычи. Поэтому сохранение добычи из таких месторождений – вещь важная. И Сергей Филатов высказал предложение сформировать (для низкодебитных и высокообводненных скважин) специальный налоговый режим (создание дифференцированной шкалы вычетов и надбавок к уплачиваемому НДПИ в зависимости от величины среднесуточных дебитов, характеризующих работу фонда скважин). Надо сказать, что это предложение заинтересовало замминистра энергетики Российской Федерации Кирилла Молодцова. И он отметил, что повышение коэффициента извлечения нефти только на 1% дает дополнительно миллиард тонн нефти. Тут следует сделать небольшое отступление. Если бы в России был такой же КИН, как на месторождениях Норвегии (около 47%), то многие проблемы нефтяников, связанные с добычей, канули бы в лету. Но, Россия (27% -достигнутый КИН) -не Норвегия. И, наверное, к счастью! Ведь у нас большие перспективы! Добавим, что также на круглом столе обсуждалась тема создание в Югре системы полигонов по отработке инновационных технологий добыче трудноизвлекаемых запасов. С подробной презентацией на эту тему выступил Сергей Филатов. Основное преимущество этой концепции-тиражирование новых подходов извлечения из недр трудной нефти для всех участников рынка. В Югре для этого созданы все условия, имеются. отраслевые научно-исследовательские центры, полигоны, индустриальные парки, технопарки, венчурные фонды. Поэтому, вполне вероятно, что в недалеком будущем у нас появится Западно-Сибирский консорциум , как система взаимодействия участников полигонов . Сами полигоны могут быть как полностью государственные, так и основанные на принципах государственно-частного партнерства. - Полигоны для отработки технологии добычи трудноизвлекаемой нефти вещь очень нужная и полезная,-рассказал депутат Думы Югры Сергей Великий. – Главное достоинство этой системы в том, что новая, и хорошая научная идея сможет стать коммерчески выгодной технологией, инновацией. И ей смогут воспользоваться многие недропользователи. Тем более, что если компании будут принимать участие в работе консорциума, они смогут продвигать те инновации, которые будут учитывать специфику их месторождений! И в результате, участники круглого стола порекомендовали правительству Ханты-Мансийского автономного округа подготовить предложения по созданию государственно-частного консорциума на территории Югры для координации усилий по эффективному освоению трудноизвлекаемых запасов региона. Другие рекомендации в это день касались Государственной Думы. Ее призвали ускорить рассмотрение законопроектов № 862141-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (о введении системы налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти и № 965342-6 «О внесении изменений в статьи 99 и 100 Лесного кодекса Российской Федерации» (о продлении срока предоставления лесных участков без проведения их кадастрового учета в аренду для строительства линейных объектов до 1 января 2019года). Хочется верить, что необходимые поправки в законодательство, касающиеся специальных налоговых режимов для добывающих предприятий будут приняты, что поможет нашей нефтянке осваивать трудную нефть, внедрять новые технологии, что в последующем позволит не только сохранить ТЭК страны на высоком уровне, но и значительно пополнить похудевший в нынешней ситуации российский бюджет. Иван Белый, ЮГРАИНФО
08:01 07.04.16
|