Профильное обучение — путь во взрослую жизньКак выбрать профессию — и не ошибиться с выбором? Все ли школьники смогут реализовать собственные амбиции и получить в жизни то, о чем мечтают сейчас? Конечно же, нет.В детстве часто меняются желания: то ты археолог, то парикмахер, то бизнесмен... Впрочем, учителя убеждены: если сущность ребенка не задавлена воспитанием (притом не обязательно «плохим»), он выберет именно ту деятельность, в которой в будущем сможет реализоваться. А поможет ему в этом школа. Или, если быть более точным, — учитель. Неравнодушный, ищущий, кровно заинтересованный в том, чтобы его ученики стали успешными. И, конечно же, в совершенстве владеющий всем многообразием форм и методов профильного обучения. Именно по такому пути пошел педагогический коллектив 32-й нижневартовской школы (МОСШ № 32). Профильным обучением здесь начали заниматься еще в 2002 году, когда учебное заведение стало экспериментальной площадкой для федерального эксперимента «Модернизация содержания и структуры общего образования». Заместитель директора Надежда Сосновских рассказывает: — В школе накоплен огромный опыт работы, есть чем гордиться. Моделей профильного обучения сегодня множество, каждое учебное заведение выбирает свое, с учетом возможностей и желаний обучающихся. Мы апробируем модель многопрофильной школы. В центре нашего внимания — УЧЕНИК, который активно вовлекается в работу по профориентации. В нашей школе существуют три этапа профильного обучения, и все они включены в школьную программу развития «Самоопределение личности в профильной школе». Программа разработана нашим педагогическим коллективом под руководством директора Лидии Алексеевны Мурашко и научного руководителя, кандидата педагогических наук Сургутского государственного университета Ирины Леонидовны Пшенцовой… Профильное обучение —с раннего возраста В этой школе учителя начинают заниматься с детьми профориентационной работой еще до того, как ребята приходят к ним учиться. Я не оговорился. Ежегодно в учебном заведении распахивает двери «Школа будущего первоклассника». Подготовишки, которые еще только знакомятся со школой и учителем, с нетерпением ждут момента, когда станут настоящими учениками. Это стимул для них, и поэтому они с удовольствием посещают занятия, с интересом выполняют задания, впервые пробуют свои силы в различных видах деятельности. Они играют. А учителя, умело руководя этой игрой, потихоньку направляют их на путь самоопределения. Первичное знакомство с разнообразием профессий учащиеся начальной школы получают с помощью предметов учебного плана. Затем эти представления расширяются: во внеурочное время идет серия классных часов. Так, в 1-м классе ребята узнают, что такое профессия вообще и как она появилась. Во 2-м знакомятся с технологией трудовой деятельности и результатами труда. А в 3-4 классах начинают задумываться, кем же они сами будут работать. Здесь тоже немало вариантов подготовить их к будущему выбору профессии: интересные экскурсии на предприятия, к примеру. И очень важный этап, о котором частенько забывают и семья, и школа, — знакомство детей с профессиями их родителей. Здесь уж кому как повезет. Если папа Димы из 1 «а» работает на таможне, значит, весь класс может попробовать себя в роли диспетчера службы, осуществляющего таможенный контроль. Папа Диминой одноклассницы Наташи — кинолог. Пользуясь, так сказать, служебным положением, он привел ребятишек в питомник служебного собаководства при УВД, где показал все, что умеют делать умные и верные своему делу служебные собаки. Дети были в восторге: экскурсия соединила в себе познавательный элемент и самые искренние эмоции, что так важно в этом возрасте. В третьем классе повзрослевшие ученики уже учились набирать текст в типографии «Приобье», где трудится мама одной из девочек. Но самой «вкусной» оказалась работа у мамы Алеши. В этом ребята убедились, побывав в кондитерском цехе. Они не только увидели, как появляются на свет из печи хлеб и булочки, но и попробовали свежеиспеченных плюшек. Вот так постепенно, шаг за шагом, ребятишки 32-й школы расширяют свои познания о мире профессий. К концу начального обучения они будут иметь представление о 40 специальностях. Заместитель директора МОСШ № 32 Тамара Рябцева подчеркивает: — Это далеко не все наши наработки, обо всем рассказать просто невозможно. Главное — мы стараемся максимально широко охватить весь спектр профессий и при этом показать нашим воспитанникам не только распространенные специальности, но и редкие, необычные. Смысл — в том, что мы даем ребенку возможность соприкоснуться с его возможной потенциальной профессией… Наши второклассники вместе с классным руководителем побывали в детском саду, где попробовали себя в роли психологов, затем посетили ателье и примерили на себя роль дизайнеров одежды. Кстати, свои костюмы они представили на суд родителей и учителей школы. Это было по-настоящему здорово!.. Еще одним важным направлением первоначальной подготовки учащихся начального звена (ее называют «допредпрофильной») стала система дополнительного образования. В рамках сотрудничества со школой искусств (нижневартовская ДШИ № 2) в 2008 году здесь создано художественно-эстетическое направление. Что это такое? Зайдем для примера во 2 «б» класс… В нем 23 ученика. Все они на протяжении двух лет не только «грызут гранит наук» по программе Занкова, но и вовсю развивают свои творческие способности. Общеобразовательные дисциплины они изучают в первой половине дня, эстетические — во второй. В рамках художественно-эстетического направления ребята занимаются в студии изобразительного искусства, слушают музыку, танцуют, обучаются игре на пианино и баяне… Классный руководитель Насима Колбаева учительствует около 30 лет, она уже в полной мере оценила преимущества такого обучения: — Несомненно, эта внеурочная работа направлена на достижение высоких результатов — и они у нас есть. Эти малыши еще только во втором классе, но уже способны организовать свой трудовой процесс. Они умеют и любят учиться! Они увлекающиеся, они творческие, с ними интересно работать. Нагрузка у ребят, конечно, максимальная, но, поверьте, результаты того стоят. К слову, несмотря на напряженный ритм работы, ни один из них заниматься музыкой не бросил. Я думаю, что это и есть главный показатель нашей работы… Вместе с Насимой Имашевной плюсы нововведения оценили и родители учеников, и администрация учебного заведения. Как итог — в 2009 году в школе создан оркестровый класс. Те, кто в него попал, учатся играть на флейте, скрипке и виолончели. Посеешь привычку — пожнешь характер Это утверждение уже не раз доказало свою правоту. Зерна, посеянные учителями начальной школы, вскоре начинают давать первые всходы. Тут и наступает следующая ступень в программе профильного обучения — предпрофильная подготовка учеников. Ее задача — соединить такие разные понятия, как «хочу», «могу» и «надо». Если ребенок чего-то хочет, он этого добивается. Учителя должны помочь ему соизмерить желание с возможностями. К примеру, ребята среднего звена уже не только способны самостоятельно добывать знания, но и готовы передавать их другим людям. Педагоги 32-й школы убеждены: это стремление обязательно нужно направлять в рациональное русло. В полной мере это удалось реализовать в проекте экологического просвещения «Зеленый автобус». Этот автобус уже два года подряд весь летний сезон курсирует по нижневартовским улицам. Об особенностях популярной в округе акции «Спасти и сохранить» рассказывают сами ученики. Проект «Зеленый автобус» тоже разработали сами ученики — под руководством опытного наставника Татьяны Михайловны Гут. Прежде чем проект заработал, пришлось немало потрудиться, освоить некоторые профессии. Подбирая материал к сценариям, учащиеся перелопатили большой объем литературы, попробовали себя в роли сценариста. А группы волонтёров, осваивающих профессию экскурсовода, познакомились с ораторским и актёрским мастерством. Среди ребят есть даже юные редакторы, которые почти профессионально составляют буклеты и листовки. Для этого им пришлось приобрести определенные навыки по работе с компьютером. Учителя школы повторяют: подобные методы работы с учащимися имеют не только педагогическую, но и практическую ценность. Ребята на деле знакомятся с различными профессиями, пробуя свои силы, испытывая свой интерес. Утверждаются в собственном выборе… На перекрестках судьбы К пятнадцатилетнему возрасту подросток уже ориентируется в окружающей действительности и способен выбрать ту из профессий, которая ему действительно подходит. Впрочем, ошибки в самоопределении все же возможны. Главная задача педагогов на данном этапе — развить у старшеклассников наклонности к определённым видам деятельности. Наш собеседник Надежда Сосновских пояснила: в 32-й школе, в старших классах, созданы профильные группы — социально-экономической, социально-гуманитарной и химико-биологической направленности. Каждый такой профиль может быть «усилен»: для этого педагоги школы разработали около 30 элективных курсов самой различной тематики. Да, ученик выбирает то, что ему по душе. Однако за время обучения он обязан прослушать не менее шести курсов. Это не только делает более эффективным преподавание профильных предметов, но и расширяет знания по сопутствующим дисциплинам. — Большое внимание, — рассказывает Надежда Сосновских, — отводится в старшем звене научно-исследовательской работе, а еще созданию проектов социальной значимости. К примеру, в учебном заведении уже два года работает пресс-центр, выпускающий школьную газету «ШиК» («Школа и компания»). Газета ежемесячная, объём — 8 полос. На страницах школьного издания есть все: и творчество детей, и идеи здорового образа жизни, и рассказы о различных профессиях. Верстку, печать газеты, а также распространение тиража осуществляет редакционная коллегия под руководством учителя Ларисы Литвиновой. В редакцию газеты вошли 10 старшеклассников, выполняющие основную, рутинную (это важно!) работу. Ещё два десятка человек периодически приносят в редакцию свои материалы. А кто-то приходит сюда просто для того, чтобы обсудить горячую проблему, выразить свое видение ситуации… По мнению Надежды Сосновских, школьная газета помогает воспитывать творческих, всесторонне развитых, активных, социально зрелых личностей. «Газетчики» успешно учатся работать в команде, приобретают навыки свободного владения письменной и устной речью. Учатся уважать чужое мнение и грамотно высказывать своё. Кроме того, убеждены педагоги, журналистская деятельность помогает школьникам определять в жизни нравственные, духовные ориентиры. …Итак, сегодня коллектив школы № 32 может говорить не только о накопленном опыте, но и о солидных результатах. За период с 2005 года из 46 человек, окончивших химико-биологический профиль, 31 выпускник обучается в учебных заведениях медицинского и сельскохозяйственного профиля. Из 76 человек, окончивших социально-гуманитарный профиль, 56 выпускников продолжают обучение и получают профессиональную подготовку гуманитарной направленности. Из 51 выпускника физико-математического профиля 40 человек обучается в вузах технической и прикладной направленности. Только цифры! Но они свидетельствуют о том, что педагогам школы и ее ученикам вместе удалось главное — доказать, что профессиональное самоопределение, о котором мы так много говорим сегодня, не только слова. Это кропотливая системная работа, дающая результат. Вера Иванова, ЮГРАИНФО
23:12 01.06.10
|