Первый класс – начало новой жизни. И порой родители будущих первоклассников переживают больше ребёнка. Для детей 1 сентября - это первый звонок, праздник, для родителей - волнения, надежды, связанные с первыми оценками, первыми шагами по пути к знаниям. И мы понимаем их тревоги, потому что, начало обучения ребенка в первом классе - сложный и ответственный этап в его жизни. Это не только новые условия жизни и деятельности, но и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Появляется новый социальный статус: был ребенком, теперь стал школьником, меняется социальный институт обучения и воспитания: не сад или бабушка, а ШКОЛА, где учебная деятельность становится обязательной социально значимой и оцениваемой. Именно в первом классе начинается общественная жизнь человека как субъекта деятельности. Со вступлением в первый класс меняется жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам. - Главная задача родителей на этом этапе – психологически подготовить ребёнка к новой для него роли ученика. Поначалу малышу будет очень трудно научиться соблюдать режим и школьные правила. - Убеждена наша собеседница, учитель начальных классов 32-ой нижневартовской школы (МБОУ «Средняя школа № 32» г. Нижневартовска) Насима Колбаева. – Залог успеха в обучении напрямую зависит от успешной социальной адаптации ребенка в учебном заведении. И особенно – в первом классе. Адаптация – это очень сложный процесс, который далеко не всегда, как это принято считать, является результатом работы учителя. Хотя учитель, безусловно, играет ключевую роль. Именно учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, но и в общении с одноклассниками. С точки зрения педагогической психологии, учитель – это, следующий после родителей, главный детский авторитет. От его профессионализма и контакта с ребенком многое зависит. Это факт, с которым надо считаться с первых школьных дней вашего малыша.
Насима Имашевна преподает в школе почти четыре десятка лет, за это время она досконально изучила психологию семилеток и их родителей. По ее словам, адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Это достаточно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому важно, чтобы родители всегда были рядом.
- Безусловно, адаптация зависит от физического и психического здоровья ребенка, от его способностей. Но все-таки главное – это не круг знаний, с которыми он пришел, а умение слушать и слышать. Повторяю, именно умение слушать и слышать играют важную роль. Если у малыша сформированы данные навыки общения, то он способен воспринимать информацию – а значит, учиться. Такой ребенок вместе с родителями и учителем будет последовательно и уверенно «шагать по школьным ступенькам», легко преодолевая все трудности обучения. Родители должны поддерживать желание ребенка учиться и во всем ему помогать. Надо выстроить и строго соблюдать режим дня, надо организовать рабочее место, и даже портфель, на первом этапе, надо собирать вместе: чтобы ничего не забыть и в то же время не носить в школу лишнее. -– Продолжает Насима Имашевна.
Никто не станет оспаривать того, что начальная школа имеет определяющее значение для всего последующего образовательного процесса.
- Главное, чему должна научить детей начальная школа, - это учиться, т.е. самостоятельно добывать знания, работать с учебниками, получать информацию из других источников, использовать необходимые знания для успешного усвоения материала по всем предметам. И желательно, чтобы ребенок был к этому готов. Я говорю о том, что родители должны своевременно (еще в яслях и детском саду) научить детей планировать свои действия: одеваться, убирать за собой, поддерживать порядок в комнате, понимать слова «можно» и «нельзя», доброжелательно относиться к людям старшего возраста и сверстникам. Именно эти навыки на начальной ступени обучения выходят на первый план – Утверждает педагог.
Не менее важно правильно выбрать школу и определиться с программой обучения, исходя из способностей ребенка. Желательно, чтобы программа не была ни излишне трудной, ни излишне легкой; она должна быть одинаково посильной для любого ученика. С другой стороны, слишком простая образовательная программа тоже не приветствуется. Примитивность программ обучения сводится к упрощенной программе по математике, очень маленьким домашним заданиям по русскому языку, чтению на уровне скорости, а не осмысления прочитанного. Когда все дается легко, мозг ребенка перестает работать в полную силу, дети начинают относиться к учебе легкомысленно, интеллектуально не развиваются. Поэтому важно, чтобы учитель учитывал все эти моменты.
- Что требуется от учителя? Выдержанность, системное изложение программы, т.е. адекватная методика преподавания, соответствующая возрастному этапу развития ребенка в начальной школе. Умение поддерживать дисциплину в классе. К примеру, я в течение 22-ух лет вела преподавание по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Это не самая простая, но интересная программа, которая развивает мышление ребенка, позволяет выявлять его склонности. Когда российский школы перешли на систему ФГОС, автор адаптировал учебники в соответствии с новыми требованиями. С этого года мне от нее пришлось отказаться и перейти к преподаванию по программе «Школа России». Если сравнить две эти методики, то «Школа России», безусловно, намного проще и не позволяет раскрыть того потенциала, который заложен в ребенке, выявить одаренных детей, поскольку содержание учебников не предполагает такого разностороннего развития, как программа Занкова. Я считаю, что все-таки лучше, когда учитель имеет возможность подходить к преподаванию более гибко. При обучении детей каждый учитель имеет индивидуальный подход к классу, ученику. Он создает условия для творчества и размышлений при изучении и более трудных и лёгких тем. При изучении простых тем можно и даже нужно заставлять ребенка размышлять, это формирует у него навык делать самостоятельные выводы. И наоборот, если тема сложная, то необходимо исходить из уровня развития класса. – Рассуждает Насима Имашевна.
По устоявшемуся мнению, педагог-профессионал способен научить большинство детей всем необходимым навыкам, независимо от того, какую программу он применяет.
- Любая образовательная программа направлена, прежде всего, на формирование у школьников универсальных учебных действий (УУД). – Продолжает Насима Имашевна. Что это такое? Это совокупность способов и приёмов, которыми пользуется ученик. Например, универсальность умения читать любой текст означает, что ученик может его не только понять, но и выделить в нем главное, проанализировать, классифицировать и т.д. Я сейчас говорю об умении работать с информацией, представленной в тексте: научной, художественной, познавательной, математической и любой другой. Умение работать с различными источниками информации: учебником, книгой, тетрадью, словарем или справочником, энциклопедией, интернетом – так же необходимы в обучении. Без сформированности УУД нельзя развить способность ученика к самообучению, к саморазвитию - а значит, и сформировать его УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ. УУД – это фундаментальное ядро содержания новых стандартов. УУД – это метапредметные умения, т.е. способы деятельности, применимые как в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. – Пояснила наша собеседница.
Как оказалось, в педагогике выделяют несколько видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Все они взаимосвязаны. Но, по мнению Насимы Колбаевой, в начальной школе на первый план выступают коммуникативные учебные действия. Именно коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Насима Имашевна пояснила: «Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных задач школьного образования».
По словам педагогов, развитие коммуникативных учебных действий должно идти в трех направлениях, которые выделяются в соответствии с тремя базовыми аспектами коммуникативной деятельности школьника. Это взаимодействие, сотрудничество и интериоризация. Насима Имашевна пояснила:
- При формировании коммуникативных функций общения сначала надо побудить ребенка преодолеть эгоцентризм, который в нем заложен природой. Надо научить его слышать собеседника и уважать его точку зрения. На втором этапе мы переходим к формированию навыка совместной деятельности. Учим детей совместными усилиями идти к поставленной цели, работать сообща, ориентироваться на партнера по деятельности. На третьем этапе мы уже говорим об интериоризации, когда у ребенка формируется умение передавать информацию посредством речи, доносить до окружающих собственные знания. Это самый совершенный этап. Надо помнить, что все коммуникативные навыки формируются только в совместной деятельности, т.е. в общении. Вот мы и вернулись к тому, с чего начали. Делаем выводы. Главное в начальной школе – это общение и успешная социальная адаптация. – Подытожила Насима Имашевна.
Формы совместной деятельности в школе довольно разнообразны. Это и групповая работа, и работа в парах, и проектная деятельность. А также тренинги, диалоги, дискуссии, обсуждение предметных линий развития событий, что особенно характерно для уроков русского языка, литературы и других гуманитарных дисциплин. Кстати, из беседы с нашей героиней стало понятно, что она на протяжении многих лет успешно применяет все эти методы работы. Впрочем, Насима Имашевна подчеркнула: указанные формы занятий будут полезны только в случае создания в коллективе благоприятной образовательной среды, атмосферы поддержки и заинтересованности, когда учитель является другом и наставником.
Справка ИА «МАНГАЗЕЯ»:
Учитель начальных классов школы №32 города Нижневартовска Насима Колбаева, – человек удивительной профессиональной судьбы. Еще девчонкой она решила стать учителем. Повзрослев, получила педагогическое образование и начала преподавать. С тех пор прошло более тридцати лет, а она до сих пор у доски: с мелом в руке и открытой улыбкой. И чувствует себя совершенно счастливой! Видимо, мечта ее не обманула. Детские игры и импровизации превратились в дело всей ее жизни. Насима Имашевна стала опытным наставником не только для учеников, но и для собственных детей. Она с улыбкой призналась нам, что у нее четыре теперь уже взрослых дочери и семь внуков, А еще, несколько сотен воспитанников. И для каждого из них она навсегда останется Первой Учительницей… Учительницей, которая помогла им сделать первые шаги во взрослую жизнь.
Педагогический стаж Насимы Имашевны – 38 лет, в данной школе – 25 лет. Она является организатором школьных олимпиад и участвует в комиссии по проверке олимпиадных заданий на муниципальном уровне, «Юниоре», являлась членом жюри V фестиваля ученических проектов «Грани Познания-2011», а также координатором Международной математической игры «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и Природа» и в олимпиадах «Эрудит», «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Английский язык» из центра «Поддержка талантливой молодёжи» города Бийска, "Классики".
Презентовала опыт своей работы на Х научно-практической конференции в НГГУ; на заседаниях городского методического центра. Имеет публикации статей в методических сборниках, а так же на интернет-ресурсах.
За время работы в школе Насима Имашевна неоднократно удостаивалась наград муниципального и регионального значения. В 2003 году была отмечена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», а в 2015-ом - юбилейным нагрудным знаком «К 40-летию города Нижневартовска».