Ханты-Мансийск демонстрирует научный подход к вопросам безопасности
21-22 мая столица Югры приняла всероссийскую научно-практическую конференцию «Актуальные тенденции развития и совершенствования местного самоуправления на современном этапе». III муниципальные чтения в Ханты-Мансийске посвящены теме «Город – территория безопасности». Развернутый комментарий по поводу выбора темы в преддверии конференции дал глава администрации Ханты-Мансийка Максим Ряшин.Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является одним из самых безопасных регионов России, а Ханты-Мансийск – одним из самых безопасных муниципальных образований Югры. В городе только за последний год на 13% снизилась преступность, однако, безопасность не ограничивается решением вопросов криминогенного характера, считает Максим Ряшин. Безопасность муниципального образования следует рассматривать широко, включая в это понятие выявление и профилактику техногенных и природных угроз, организацию бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, создание комфортной городской среды. - Вопросы обеспечения безопасности требуют не столько 100%-ого государственного регулирования, сколько лежат в плоскости морально-этических норм. И если рассматривать понятие в таком ключе, возникает вопрос, кто должен обеспечить безопасность в городе – власть, общество или человек? Нет пределов совершенствованию, даже учитывая, что Ханты-Мансийск достаточно безопасный город. Число его жителей растет, территория расширяется. Возникают дополнительные потенциальные угрозы снижения уровня безопасности. Для того, чтобы это предотвратить, мы собираемся вместе, обсуждаем и принимаем соответствующие решения. Конференция имеет прикладной характер, и я бы хотел, чтобы все решения, что будут приняты здесь, учитывались в практической работе всех уровней власти. – Отметил мэр столицы Югры. За 3 года существования конференции значительно расширилась география ее участников. Ареал собравшихся в Ханты-Мансийске распространился от Екатеринбурга, Томска, Тюмени до Москвы, Рязани и Нижнего Новгорода. Количество заявленных участников выросло больше, чем в три раза. На конференцию этого года съехались порядка 300 человек. Среди них ведущие российские ученые, правоведы сферы государственного и муниципального управления, главы и представители югорских муниципалитетов, представители исполнительных органов государственной власти, научных и общественных объединений. Высокий уровень мероприятия подчеркивает статус спикеров, собранных на площадке научно-практической конференции. Вашему вниманию - понимание термина «безопасность», сформулированное участниками панельной дискуссии, открывшей научно-практическую конференцию 2018 года. Киричук Степан Михайлович
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению, и делам Севера, доктор социологических наук, профессор. «На заре становления понятия, в 90 е годы, словосочетание «местное самоуправление» писали через дефис, совершенно не представляя, о чем идет речь. А сегодня в Ханты-Мансийске оказываются традиционными муниципальные научные чтения, и обсуждается тема, имеющая прикладной характер. Сегодня мы говорим о том, что через местное самоуправление мы создадим безопасное общество. Наш президент разворачивает управление в сторону людей, и говорит, что местная власть должна быть расположена от граждан на таком расстоянии, чтобы до нее можно было дотянуться. Нельзя принимать решения, сидя в кабинетах, надо советоваться с людьми. На законодательном уровне мы придумали много различных форм влияния граждан на ситуацию в муниципалитете. Важна практика их применения. Считаю, что если и в дальнейшем мы будем изучать природу местного самоуправления, то когда-нибудь сможем прийти к самоуправлению в истинном его понимании».Шугрина Екатерина Сергеевна
Директор Центра поддержки органов местного самоуправления Высшей школы государственного управления, член совета по развитию местного самоуправления при Президенте РФ, доктор юридических наук, профессор.«Безопасный город для меня - очень сложное явление, включающее в себя многие аспекты. Это и безопасность жизни, здоровья человека, его имущества, это и экологическая безопасность, информационная безопасность, безопасность дорог и т.д. Особое внимание стоит обратить на аспект взаимодействия власти и людей. Без консенсуса в этом вопросе невозможно сделать город безопасным. Кроме того, необходимо остановиться на таких важных параметрах, как мониторинг и профилактика. Решения необходимо принимать до того, как все рухнуло. И с этой стороны, безусловно, важен механизм общественного контроля и то, как выстраиваются отношения между городской властью и населением».Шеслер Александр Викторович
Профессор кафедры уголовного права Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета, доктор юридических наук.«В ранжировании понимания слова «безопасность» на первое место выдвинуто понятие защищенности. А все остальное - это психологическое или субъективное ощущение. В Ханты-Мансийске тема преступности мало актуальна, но это и особый столичный город, компактный и небольшой. А есть другие города России, достаточно сложные по социальным процессам, с другим уровнем преступности. Потому давайте посмотрим на проблему безопасности с точки зрения криминогенной обстановки. Есть обычная преступность: насильственная, преступность от хищений. Есть виды преступности, зависящие от социальных процессов. Например, преступность, связанная с нарушением ПДД, производственными процессами. Сегодня изменяются причины и условия ее формирования. Буквально несколько лет назад мы стали говорить о мощном влиянии на теневую экономику вириальной реальности. Глобальная сеть сегодня пробивает все социальные фильтры. Отсюда суициды подростков, экстремистские настроения, попытки людей войти в террористические организации. Уходит на второй план, но все еще существует как фактор, угроза криминализации общества. Люди моего возраста помнят мощное влияние криминальной среды на социализацию в 80-90-ые годы. Уголовная среда не отказалась от своего влияния на общество и факторы, которые этому способствуют, остались. Безопасность – это прежде всего защищенность от внутренних и внешних угроз, и проблема криминологической безопасности не может быть полностью опущена».Шомина Елена Сергеевна
Эксперт проектно-учебной лаборатории муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор политологических наук, профессор. «Создавая в 97 году маленькую общественную организацию Совет подъезда, мы хотели, сделать жизнь в нашем доме безопасной. Ключевым моментом создания безопасного соседского пространства стало знакомство жильцов друг с другом. Сегодня мы уже много лет работаем в поле добрососедских отношений. В 2006 году впервые в России организовали домовый день соседей, в 2014 году возникла идея сделать из этого общероссийскую акцию. В этом году к участию в ней присоединилось более 1700 точек по всей России. Наше начинание поддержано «Школой грамотного потребителя» (ред. -просветительский проект партии «Единая Россия») и многими российскими муниципалитетами. То, что мы делаем дружелюбно и вместе, всегда дешевле, имеет высокие нравственные характеристики, потому что за этим стоит взаимопомощь, действия носят воспитательный характер и имеют социальное значение. Потому что, когда мы помогаем другу друга избавиться от одиночества, мы приходим к защищенности». Хазанов Сергей Дмитриевич
Заведующий кафедрой административного права Уральского государственного юридического университета, кандидат юридических наук, профессор.«Безопасность – это серьезная многоуровневая система, имеющая федеральный, региональный и муниципальный уровни отношений. Невозможно сказать о муниципалитете «безопасен», не затрагивая работу федеральных и региональных структур. Итак, все уровни должны взаимодействовать. Кроме того, важно отраслевое управление: санитарно-эпидемиологическое противопожарное, продовольственное, градостроительное, и таких отраслей управления в РФ более 50. Муниципальное образование является, с одной стороны, базовым фундаментом, где обеспечивается безопасность, потому что здесь живут жители. А с другой стороны, это деятельность органов публичной власти. Есть ли у них функции выявления угроз и предотвращения возможных рисков? И, если это не записано в виде функциональной задачи органа управления, должностной обязанности служащего, кто же будет выявлять угрозы и формулировать этот список?» Таболин Владимир Викторович
Заведующий кафедрой конституционного и международного права Института государственного управления и права Государственного университета управления, член научно-консультативного совета Общественной палаты РФ, доктор юридических наук, профессор.«Рассуждая как конституционалист, возражаю коллегам, приверженцам административного подхода в управлении. По их мнению, идеальная форма города – это кладбище. Все хорошо и в порядке, живых людей там нет. Предложение помогать муниципалитетам координировать и вести свою деятельность пожарникам, ФСБ и прочим структурам, на мой взгляд, в корне не верно. Конституция говорит, что все должно быть с точностью наоборот. Человек в государстве должен жить своей жизнью, а государственные органы помогать ему в этом. Инструкции, законы и национальная безопасность с точки зрения отдельного города – вещь виртуальная. Здесь важен тот слоган: «Безопасность – наше общее дело!». Если в городе есть общность, его жители смогут решать любые задачи. Безопасность не в огромном количестве стратегий, концепций и документов, а в реальном понимании людей эти риски не допускать. Кроме того, важно воспитание граждан, а не только принудительная мера воздействия на них. Можно, конечно, всех построить под строгий режим, но тогда остановится жизнь. Главная проблема самоуправления сегодня – это постановка вопроса сверху вниз. Осчастливить принудительно невозможно. А люди существуют здесь, в муниципалитетах. В регионе нет людей, и в РФ нет, они все живут на местном уровне. Так давайте думать о людях, а не о том, какую инструкцию принять, чтобы кого-нибудь куда-нибудь в очередной раз не пустить».Модератором панельной дискуссии выступил директор научно-исследовательского центра «Югра-социум» ЮГУ Илья Верховский. Двухдневное мероприятие проходило в конференц-зале Правительства Югры и на площадках Югорского госуниверситета. Организаторами конференция стали администрация города Ханты-Мансийска, региональное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления», Высшая школа государственного управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Югорский государственный университет и Адвокатская палата Югры.
Екатерина Беспрозванных, ЮГРАИНФО
09:07 23.05.18
|