Не по трафарету
Что помогает Надежде Бабкиной и ансамблю "Русская песня" оставаться востребованными более 40 лет
Народная артистка России дала мастер-класс в Сургуте. Перенять опыт у профессионала высочайшего класса пришли участники самодеятельных народных хоров и школьных ансамблей, а также педагоги по вокалу. Тема творческого урока соответствующая: ансамблевое и хоровое народное пение.
Мужик в ансамбле должен быть всегда
В зале – аншлаг. На сцене распевается ансамбль "Русская песня". Начинают с мужских голосов:
- Ри-ри, ри-ри-ри, ряяяяаа, – от речитатива до легато проговаривала-распевала рычащие согласные сильная половина коллектива.
А потом зал вместе с ансамб-лем вытягивал гласные и нестройно распевал согласные:
- Зелены луга, зелены луга, зелены-ленны-ленны лугаааааа…
- Стоп, стоп! – прерывает Надежда Бабкина. – Ну что это такое?! Не надо уплощать звук, положите слово на ладонь и кайфуйте! Вначале было слово, а не звук, слово первично!
От рождения в основу ансамбля "Русская песня" было заложено женское начало. Но очень скоро пришло понимание, что без мужских тембров коллектив малозвучен. Женщины, исполняющие мужские фольклорные песни, выглядели, по крайней мере, неубедительно.
- Как мы ни старались, но при исполнении мужских песен выглядели всегда карикатурно, – признается основательница коллектива. – Наверное, мужиков это обижало. Кто-то посмеивался, кто-то иронизировал… В общем, мы поняли – для гармонии нам нужны мальчики. Объявили набор парней, и вскоре звучание обрело новые краски и силу. Но, обращаю ваше внимание, что нам мужские голоса как таковые не нужны, нам нужны тембры, чтобы они сливались с нами воедино, чтобы для колористики обогащали женский звук, делали его объемным, красивым. Поэтому мужик в певческом коллективе должен быть обязательно!
О дисциплине и творческой свободе
Все участники ансамбля – выпускники музыкальных вузов, у многих за плечами консерваторское образование. И это правильно, считает Надежда Бабкина. Самодеятельность – это питательная среда, которая дает возможность тысячам реализоваться на сцене.
- Но профессиональный коллектив дает больше, у него огромная возможность представить музыкальные инструменты (человеческий голос) в широком диапазоне и всеобъемлюще использовать творческий потенциал. Я даю каждому артисту раскрыться. Мы не работаем по палочке вместе: начали, выучили, закончили и забыли. Каждый должен вложить душу, найти свою форму, подголоски, вариации. Это творческий процесс, он бесконечен. Вы не представляете, что у нас творится, когда идет разбор какого-то произведения. Стоя за дверью, думают, что у нас ругань, скандал. А у нас творческий процесс: каждый доказывает свое. Потом прихожу я, и все становится просто потрясающе! (смеется). Потому что дисциплина должна быть везде, даже в творческой свободе.
О национальном колорите
Народная артистка в этот раз позволила не только заглянуть в творческое закулисье, но и поделилась некоторыми секретами, имеющимися в арсенале коллектива. Совсем недавно в Москве открылся Театр русской песни, которым руководит Надежда Бабкина. На его сцене играют такие именитые артисты, как Иосиф Кобзон и Сергей Безруков. В классические пьесы гармонично вписываются народные песни, исполненные вживую и зачастую а-капелло.
- Объединившись, мы создали новый качественный продукт, в основе которого лежит национальная песенная культура. Причем мы не идем на поводу у публики, мы предлагаем нечто новое в этом жанре, и это нашло огромный отклик в сердцах наших людей. Четвертый год мы работаем в этом направлении и понимаем, что это востребовано, потому что традиционная культура – это наше историко-культурное наследие. Культура наших народов – ни что иное, как соборность, нас объединяющая. И сегодня приходит осознание этого на всех уровнях, потому и драматические актеры присоединяются к нам, и мы ставим совместные спектакли. Совсем недавно мы поставили спектакль по Василию Шукшину "Калина красная". В главных ролях – Маша Шукшина, Андрей Мерзликин, Сергей Никоненко, Елена Сафонова и весь коллектив "Русской песни". Я играю роль тещи – это всегда скандальный персонаж, я могу это сыграть легко, хотя по природе не скандальный человек (смеется). И в основе спектакля лежит бесконечная мелодия песни "Калина красная". Она проходит канвой, но так завуалирована, что ее не сразу узнаешь, где-то окончание слышится, где-то только интонационно. Первый акт заканчивается этой мелодией, но это не застольная песня, она звучит как отдельное драматическое произведение, наполненное особым смыслом.
О корневой основе
Ансамбль "Русская песня" родился в 1975 году в стенах музыкального училища им. Гнесиных. Прошли годы, у коллектива сложился свой почерк, своя манера исполнения, свой посыл. "Русская песня", и это признают эксперты, не похож ни на один народный коллектив. Секрет, по словам Надежды Бабкиной, кроется в том, что изначально ансамбль создавался как экспериментальная площадка.
- Мы постоянно искали и находили разные прочтения произведений, разные тесситурные задачи и добивались того, чтобы это звучало. Ведь что такое народная песня, как она рождалась? За ней стоял тяжкий крестьянский труд. Вечером, когда завершался трудовой день, нашим предкам хотелось как-то утешить свою душу, наполнить ее тихой радостью. Они садились отдыхать и давали распев, к ним подтягивались те, кто был рядом, подходили соседи, подстраивали голоса. Так рождалась песня – многоголосая, величальная, обрядовая… Когда погружаешься в эту историю, открываешь настоящий кладезь. В каждом регионе свои ладовые основы, свои музыкальные обереги, уникальный говорок. Этот богатейший источник народного творчества дан нам на веки вечные, его черпать – не вычерпать. Это наша корневая основа, не зря говорят: если хочешь уничтожить народ – разрушь его корневую культуру. Собственно, сегодня это и происходит. Вы должны про это знать и противостоять этому. Народные песни - это наше генетическое наследие и память, и благодарность предкам за неиссякаемый чистый родник, откуда мы черпаем силы. На том и стоит наша земля, на том стоит Россия.