Перспективы углеродного регулирования в России: мнение экспертаМинэкономразвития России, как регулятор в области ограничения выбросов парниковых газов в РФ, продолжает развивать углеродное регулирование. В частности, Минэкономразвитие внесло на рассмотрение в Правительство Российской Федерации проект постановления, совершенствующий механизм зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа.Проект постановления, совершенствующий механизм зачёта углеродных единиц для уменьшения углеродного следа, может стать важным шагом в реализации климатической политики Российской Федерации. Он направлен на стимулирование снижения выбросов парниковых газов и повышение экологической ответственности предприятий. Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, углеродные единицы представляют собой инструмент, который позволяет учитывать и компенсировать выбросы парниковых газов. Зачёт углеродных единиц предполагает, что предприятие, сократившее выбросы, может передать свои «излишки» другому предприятию, которое не выполнило свои обязательства по снижению выбросов. Это позволяет предприятиям, которые не могут быстро снизить выбросы, постепенно переходить к более экологичным практикам. Проект постановления предлагает ряд изменений в существующий механизм зачёта, направленных на его совершенствование. В частности, он предусматривает: • уточнение требований к углеродным единицам, которые могут быть зачтены; • установление порядка зачёта углеродных единиц при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; • определение условий признания результатов проектов, реализованных на территории Российской Федерации, в качестве углеродных единиц. Эти изменения позволят сделать механизм зачёта более прозрачным, эффективным и привлекательным для предприятий. Они также будут способствовать формированию рынка углеродных единиц в России. Эксперт кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Олег Кожанчиков утверждает, что на пути реализации проекта постановления, совершенствующего механизм зачёта углеродных единиц в России, могут возникнуть следующие проблемы: 1. Отсутствие единой системы учёта и контроля выбросов парниковых газов. В настоящее время в России нет единой системы мониторинга и верификации выбросов, что затрудняет оценку эффективности мер по снижению углеродного следа. 2. Сложность и высокая стоимость процедур верификации и сертификации углеродных проектов. Это может стать препятствием для широкого внедрения механизма зачёта углеродных единиц. 3. Недостаточная осведомлённость предприятий о возможностях и преимуществах механизма зачёта. Многие предприятия могут не знать о существовании такого инструмента или не понимать его преимуществ. 4. Необходимость разработки и внедрения новых стандартов и методик расчёта углеродного следа. Это потребует времени и ресурсов. 5. Возможное сопротивление со стороны некоторых предприятий и отраслей, которые могут потерять конкурентные преимущества из-за введения более строгих экологических требований. 6. Риск возникновения коррупции и мошенничества при реализации проектов по снижению выбросов. Необходимо обеспечить прозрачность и надёжность процедур зачёта. 7. Зависимость от международного рынка углеродных кредитов. Если российские предприятия будут активно использовать механизм зачёта, это может привести к увеличению спроса на углеродные кредиты, что, в свою очередь, может повлиять на их стоимость и доступность. 8. Неопределённость в отношении будущих изменений в международном климатическом регулировании. Это может повлиять на спрос на российские углеродные единицы. Для решения проблем, связанных с реализацией проекта постановления, совершенствующего механизм зачёта углеродных единиц в России, эксперт Кожанчиков Олег предлагает предпринять следующие шаги: 1. Создание единой системы учёта и контроля выбросов парниковых газов. Это позволит обеспечить прозрачность и надёжность данных о выбросах, что важно для оценки эффективности мер по снижению углеродного следа. 2. Упрощение процедур верификации и сертификации углеродных проектов. Это сделает механизм зачёта более доступным для предприятий и будет способствовать его широкому внедрению. 3. Повышение осведомлённости предприятий о возможностях и преимуществах механизма зачёта. Проведение информационных кампаний и обучающих мероприятий поможет предприятиям понять преимущества использования углеродных единиц. 4. Разработка и внедрение новых стандартов и методик расчёта углеродного следа. Это обеспечит точность и сопоставимость данных о выбросах. 5. Предоставление поддержки предприятиям, которые могут столкнуться с трудностями при переходе к более экологичным практикам. Например, это может быть финансовая поддержка или налоговые льготы. 6. Обеспечение прозрачности и надёжности процедур зачёта. Это снизит риск коррупции и мошенничества при реализации проектов по снижению выбросов. 7. Развитие внутреннего рынка углеродных кредитов. Это уменьшит зависимость от международного рынка и повысит устойчивость российской климатической политики. 8. Участие в международном климатическом регулировании. Это поможет предвидеть будущие изменения и адаптировать российскую политику в соответствии с ними. Важно отметить, что решение этих проблем требует комплексного подхода и сотрудничества между государством, бизнесом и обществом.
16:06 06.08.24
|