Инна Арканова: “У нас есть что показать туристам”
Развитие туризма в Югре – одна из приоритетных задач в работе Правительства автономного округа.
Особое внимание уделено туризму этнографическому: он позволит не только удивить гостей округа, но и повысит качество жизни коренных малочисленных народов Севера. Чем можно заманить приезжих в Югру, кто и зачем ездит отдыхать в округ ежегодно и почему сами югорчане не отдыхают у себя в округе?
На вопросы ответила Инна Арканова, начальник Управления туризма Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
– Инна Григорьевна, неужели правда, что в Югру ездят туристы? Чем наш округ так манит людей?
–Конечно, ездят! У нас есть большие возможности для развития туризма как одной из отраслей экономики округа. Это, конечно, трофейные охота и спортивная рыбалка, это деловой и событийный туризм, это спортивные мероприятия – один только биатлон прославил наш округ далеко за передами России. У нас прекрасные условия для индивидуального и экстримального туризма – можно взять так называемый сложный тур с рыбалкой, осмотром достопримечательностей и даже арендой вертолета. Кстати, в рыбалке мы уже можем говорить о конкуренции, по отзывам бывалых туристов, с Мурманской и Астраханской областями. Я вам больше скажу – если вы захотите отдохнуть на туристических базах, например, в Березовском районе в следующем году – уже не попадете, места заняты. Такой отдых очень любят москвичи. То есть отдых, который есть в Югре, – востребован, проблема в том, что на всех еще не хватает мест и возможности для их расширения у предпринимателей находятся не всегда. Тем не менее для развития туристической инфраструктуры в округе на конкурсной основе предусмотрена грантовая поддержка проектов по развитию внутреннего и въездного туризма, в 2011 году на эти цели выеляется около 12 миллионов рублей. Меры поддержки позволят улучшить инфраструктуру туристской отрасли, организовать новые маршруты: экстремально-приключенческие экспедиции на Приполярном Урале, рыболовные туры в Нижневартовском районе, расширить спектр услуг: прокат квадроциклов и снегоходов, туристского инвентаря, снастей для спортивной зимней рыбалки. Это, в свою очередь, способствует увеличению количества потребителей услуг в среднем на 25% и позволит создать 30 рабочих мест.
– Вы упомянули о конкуренции с Астраханской областью в плане рыбалки. Реально ли «переплюнуть» таких серьезных конкурентов?
–Такой задачи нет. У нас есть своя «фишка», которую надо развивать. Югра ассоциируется у людей с нефтью, поэтому в округе появились так называемые ойл-туры. Это очень перспективное направление! Ну разве не интересно посмотреть на полный цикл добычи нефти, ощутить себя нефтяником и увезти с собой в качестве сувенира бутылек настоящей нефти? Такие туры вызывают большой интерес у туристов, а главное – почти ни у кого нет такой специфики и истории освоения территории, то есть у Югры большие возможности в этом направлении.
– Поездки – это заманчиво, но почему у нас такой дорогой транспорт?
–Конечно, если планировать маршрут самостоятельно, без турагентств, то любая поездка может вылиться в немалые деньги.
Мы же занимаемся разработкой комплексных туристических маршрутов, которые будут выгодны как туристу, так и бизнесу.
Это непростая задача, но работа движется, и в туристических агентствах появляются доступные по цене туры. Туроператоры заключают соглашения с перевозчиками, в том числе, и по предоставлению скидок для организованных туристских групп.
– Тем не менее, кажется, что туризм по-югорски – это что-то очень дорогое и недоступное широким массам…
–Это рынок. Хотим мы того или нет, если по ценам, которые выставляют наши гостиницы и базы, туры раскупаются, то работу можно считать успешной. И нужно основательно задуматься, а не повредит ли нашей природе и округу массовый туризм.
Что будет с нашими уникальными местами, если к нам будут ездить, как на турецкий пляж.
Это сложная тема и неоднозначная.
– А приезжих интересует этнотуризм, культура и быт коренных народов?
–С 2011 года Управление туризма в своей деятельности руководствуется целевой Программой «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011 -2013 годах», мероприятия которой направлены на развитие этнографического туризма в автономном округе, вовлечение представителей коренных малочисленных народов Севера в туристскую деятельность. К культуре и обычаям аборигенов у туристов очень высокий интерес. Сейчас мы работаем над подачей материала. Людям интересны не только этнографические музеи, но и национальные деревни и этностойбище, где можно увидеть культуру и быт северных народов, попробовать экзотическую национальную кухню, узнать югорские сказки и мифы, сделать что-то своими руками, собрать, а для желающих – и сдать за денежку дикоросы, непременно покататься на оленьих упряжках. То есть, познакомить и погрузить в уникальный и неповторимый мир северной жизни – вот чего мы добиваемся. У нас есть идеи, есть проекты и предприниматели, которые готовы заняться таким видом бизнеса.
К туристической деятельности стали подключаться и общины коренных малочисленных народов Севера – это очень здорово.
– Наверняка не все семьи, живущие на стойбищах, захотят видеть в своих угодьях туристов?
–Мы уважаем частную жизнь и ни на кого не давим. Если люди еще не готовы к этому, ничего страшного. Но есть немало людей, особенно молодых, уже с новым мышлением.
Они хотят не только жить традиционной жизнью, но и строить собственный бизнес. В этом плане туризм – идеальная сфера.
– Один из популярных блогеров, американец Тим Кирби, удивлялся, что в России нет такого понятия, как «поездка на один бензобак», люди пассивны и не путешествуют на близкие от дома расстояния. Как насчет югорчан? Правда, что мини-путешествия у нас невостребованы?
–К сожалению, югорчане действительно не очень активны. Скорее всего причина в том, что люди попросту не знают мест, где можно отдохнуть недалеко от дома. Хотя мы говорим на телевидении и во всех СМИ о том, что у нас есть. На сайте Правительства автономного округа в разделе туризм есть исчерпывающая информация о том, куда поехать. Возможно, тут еще присутствует фактор инфантильности местных жителей – ведь кто ищет, тот всегда найдет. Тем не менее, мы прилагаем все усилия, чтобы искать не приходилось: у нас в округе есть порядка 120 туристских компаний и 19 туроператоров – есть куда обратиться для того, чтобы провести выходные интересно и с пользой.
– И все же, какие места на сегодняшний день в нашем округе популярны, куда люди ездят в выходной день?
–Традиционным центром притяжения является Ханты-Мансийск, сюда на выходные съезжаются жители окружных городов и соседи – екатеринбуржцы, тюменцы, пермяки.
По городу ездит экскурсионный автобус. Что касается самих жителей Ханты-Мансийска, то в выходной день люди выбираются в Шапшу, либо на страусиную ферму. Посмотрите календарь мероприятий и афишы спортивных, культурно-развлекательных, музейных учреждений – в выходные дни постоянно проходят выставки, вернисажи, спектакли и соревнования! Но активность югорчан пока не так высока, как нам бы хотелось.
– Интересно, а сколько туристов приезжают в течение года к нам в округ?
–По прогнозным данным, к концу 2011 года в округ ежегодно будут приезжать около 400 тысяч туристов, туристская отрасль будет обеспечивать более 16 тысяч рабочих мест и около 2,3 млрд рублей доходов бюджет округа. В прошлом году внутренний туристский поток составил порядка 390 тысяч человек.
Количество иностранных туристов, въехавших на территорию Югры, составило более 8 тысяч человек. На поездки с культурнопознавательными целями приходится около 19 процентов внутреннего потока, речные прогулки совершили более 2,5 тысяч туристов. Около 21 тысячи туристов предпочли экологический туризм.
– В Югре существуют какие-то территории, которые предполагают повышенную концентрацию туристов?
–Конечно. Традиционно это восточная зона: города Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, а также Нефтеюганский, Нижневартовский, Сургутский районы. Здесь развивается этнографический, культурнопознавательный, рекреационный, водный и промышленный туризм, имеются хорошие условия для развития спортивного и экологического туризма. Западная зона включает в себя города Нягань, Урай, Ханты-Мансийск, Югорск, а также Кондинский, Октябрьский, Советский и Ханты-Мансийский районы.
Территория перспективна для развития экстремального, экологического, этнографического, событийного, спортивного и культурно-исторического туризма. Имеются возможности для развития санаторно-курортного и рекреационного туризма, охоты и рыбалки. И популярна северная зона – города Белоярский, Березовский, там имеются возможности для развития водного и спортивного туризма. Особое место занимает организация рыболовных, экстремальных, спортивных и этнографических туров.
– Знаю, что сейчас идет работа над сотрудничеством с регионами-соседями в плане общих туристических маршрутов. Как будет развиваться эта работа?
–Да, мы занимаемся формированием пакетных туров, в которых югорский турпродукт будет интегрирован с турпродуктами соседних регионов Урала и Сибири. Уже разработаны маршруты речных круизов: «Югорские сказания», «Град Березов – главная ссылка Российской Империи», «Обь-Иртышская экспедиция», «Поход Ермака в Сибирь», «По следам мамонтов»; подробно об этом можно почитать в интернете. Разрабатываются туры выходного дня с туроператорами Тюмени и Тобольска. В рамках соглашения между Правительством Югры и Правительством Ямала разработан межрегиональный сафари-тур «Снежный экстрим», который стартует в Ханты-Мансийске 17 марта 2012 года и закончиться в Салехарде. Туристский потенциал автономного округа пока используется не в полной мере, нам есть над чем работать.
Главное, что для развития туризма у нас есть все условия, есть заинтересованность бизнеса и населения в развитии отрасли.