Учитель, воспитай ученика, чтоб было, у кого потом учиться


Компания «ТНК-ВР» с большим успехом реализует программу наставничества,в рамках которой молодые специалисты имеют возможность учиться у своихстарших, более опытных коллег,перенимая их знания и умения. Уже околопяти лет Сергей Михопаркин, старший механик ЦДНГ-1 ОАО«Самотлорнефтегаз», является наставником. За это время его подопечныедостигли разных карьерных высот. С Сергеем Викторовичем мы поговорили отом, что значит быть наставником и какие возможности открывает молодымспециалистам практика преемственности знаний и опыта.


- Сергей  Викторович, с чего начался Ваш карьерный путь в качестве нефтяника?


- Мы с женой окончили Самарский политехнический институт, а посколькуона родилась в Нижневартовске, было принято решение переехать сюда. В1992 году я устроился на предприятие «Приобьнефть», которое позже врезультате слияний и реорганизаций вошло в ОАО «Самотлорнефтегаз».Несмотря на различные записи в трудовой книжке и даже отсутствие в нейчистых страниц, по факту я всю жизнь работаю в одной структуре, на однойплощадке.


- И как Вас, молодого специалиста, приняли в коллективе?


- Тогда ещё не использовалось понятие «молодые специалисты». Мыназывались по-другому, поскольку ещё не было такой программы. Конечно, внас тоже много вкладывали, но происходило это как-то иначе. Сейчасустраиваются научно-практические конференции, создаются все условия дляпрофессионального и карьерного роста начинающих сотрудников.


- Есть ли человек, которого Вы считаете своим наставником?


- Это мастер, которого я вспоминаю и сегодня. Его звали Антонов ВадимАндреевич. Он занимался не только мною. Таких ребят было много. Конечно,он делился с нами своим профессиональным опытом. Однако главное, чему оннас научил, - это умению общаться. Согласно действующей программесчитается, что основная цель наставника – передача именно своихпрофессиональных знаний, а остальному молодой специалист научится вовремя тренингов. Приглашается конкретный человек, который организовываетразличные развивающие игры. Раньше всё это ложилось на плечи одногосотрудника. Сегодня, когда я встречаюсь со своими друзьями, с которымимы вместе начинали работать, все, включая меня, до сих пор сблагодарностью вспоминают Вадима Андреевича.


И, конечно, я считаю наставником своего отца – нефтяника по профессии.


- Как долго Вы являетесь наставником?


- Я даже и не считал. Думаю, что около пяти лет. Один из бывших молодыхспециалистов, чьим наставником я был, работает в нашем же цехе, но ужеведущим инженером по технике безопасности. Сейчас у меня двоеподопечных. Один – молодой специалист третьего горизонта, то есть ужезаканчивает курс. Другой – первого горизонта, только начинает.


- Чему Вы стремитесь научить молодых специалистов?


- Изначально общению. Это великое дело. Основная масса молодыхспециалистов – это активные и целеустремлённые люди. Если они научатсяобщаться, то перед ними откроются все двери. Они уже смогутсамостоятельно узнать то, что их интересует. Информационная составляющаяочень важна, а профессиональная – сама собой разумеется. Это его работа.


Не зря программа по развитию молодых специалистов подразделяется на триэтапа. Первый горизонт – это ознакомление с производством. Второйгоризонт – когда уже самостоятельно пытаешься что-то предпринимать.Третий горизонт показывает, что из себя представляет специалист.


Успех зависит не от наставника или руководителя, который может лишьпередать свой опыт, а от самого молодого специалиста. Некоторые приходятс чётким убеждением, что все ему должны, но это неправильно. Многоеопределяет желание молодого специалиста развиваться и идти дальше. Опыт,знания приходят со временем.


- Нужен ли, на самом деле, институт наставничества, как Вы считаете?


- Всегда было принято, что старшие и более опытные товарищи должныделиться опытом и знаниями с новичками, но раньше это не было прописанона бумаге, в приказах и распоряжениях. Никто не звонил, не говорил, чтос этого дня вы – наставник. Тем не менее, такая практика необходима.Молодому специалисту нужен человек, который будет поблизости и сможетчто-то подсказать и рассказать. Он учится, наблюдая. Например, услышав,как я по телефону обсуждаю какой-то рабочий момент, молодой специалистможет переспросить, а почему так, что это значит. Всё постигается впроцессе работы. Он лучше узнаёт свою профессию, свои обязанности. Приэтом молодой специалист видит перспективы для своего дальнейшегокарьерного роста.


- Гордитесь ли Вы своими подопечными?


- Скорее, я за них переживаю. Гордиться можно будет, когда кто-то из нихдорастёт до генерального директора. Конечно, мне приятно, когда мойученик достигает каких-то высот, его назначают на хорошую должность. Этозначит, что он чего-то стоит. Если же человек топчется на месте,работает спустя рукава, значит, где-то что-то упустили, да и сам он вчём-то ленится. Хотя, когда программа наставничества только вступала вдействие, говорили, что не бывает плохих молодых специалистов, бываютплохие наставники.


- Согласны ли Вы с мнением, что плох тот ученик, который не превзошёлсвоего учителя?


- Я убеждён, что ученик должен быть лучше своего учителя. Тем более,когда в молодых специалистов столько всего вкладывается. Конечно,вкладывали и в меня, когда я только пришёл в профессию. Затемпоследовали занятия по повышению квалификации. Можно сказать, что я исам превзошёл своего учителя.


- Благодарное ли это дело быть наставником?


- Мне это не в тягость. Нужно делиться своим опытом. И я готов делитьсяс молодыми специалистами всем, что знаю.


- Что Вас привлекает в вашей работе?


- Она интересна всеми своими гранями. Задумайтесь, насколько увлекателенсам факт того, чтобы добыть из земли нефть, которая будет переработана идоставлена за несколько тысяч километров, чтобы использоваться по одномуиз многих своих назначений. Это сродни впечатлениям от знаний,полученных в школе, когда тебе рассказывают, что из дерева делаюттетради и рукавицы. Когда задумываешься о том, что ты делаешь и радичего, это не может не волновать.


- Ваша семья - нефтяники во втором поколении. Будет ли продолжение?


- С учётом того, что мы с супругой заняты в одной отрасли, большинстводомашних разговоров о работе.Сын, как правило, проявлял интерес куслышанному. Мы отвечали на его вопросы, откликались на просьбы что-торазъяснить и уточнить. Можно сказать, что это тоже своего роданаставническая деятельность. Неудивительно, что он пошёл по стопамродителей и выбрал профессию нефтяника. Сейчас он учится на четвёртомкурсе вуза.


05:08 18.10.11